×

Наше право в деле бута

Российские власти обязаны пресекать нарушения прав наших граждан за рубежом
Материал выпуска № 23 (88) 1-15 декабря 2010 года.

НАШЕ ПРАВО В ДЕЛЕ БУТА

Российские власти обязаны пресекать нарушения прав наших граждан за рубежом


Фото: Reuters

16 ноября по запросу прокуратуры Южного округа Нью-Йорка российский бизнесмен Виктор Бут был экстрадирован из Тайланда в США. Он обвиняется в торговле оружием, сговоре с целью убийства граждан США и поддержке терроризма. Бут отрицает все обвинения. 17 ноября в суде Южного округа Манхэттенапрошло первое слушание по его делу.

Ситуацию комментирует адвокат Бута - Виктор Буробин, президент Адвокатской фирмы «Юстина», к.ю.н.

Процесс экстрадиции нашего соотечественника, русского офицера, а впоследствии предпринимателя Виктора Бута из Тайланда в США тянулся более двух с половиной лет. Как при аресте В.А. Бута, так и при решении вопроса о его экстрадиции в США были нарушены базовые права человека, попран суверенитет России в сфере уголовного права. Полагаю, что его дело может стать прецедентным и для нашей страны, и для мирового юридического правопорядка.

Право не защищает провокацию

В.А. Бут был задержан в результате провокации американских спецслужб, в которой принимали участие только сотрудники Агентства по борьбе с наркотиками США. Существует юридический запрет на использование такого способа выявления преступлений, как провокация. Указанный запрет подтверждается рядом решений Европейского суда по правам человека (по делу Teixeira de Castro v. Portugal, Vanyan v. Russia и др.). Суть правовой позиции Суда состоит в том, что право не защищает провокацию преступления и не карает человека, ставшего заложником провокации, – человек не может нести ответственность в такой ситуации.

Нарушен принцип территориального верховенства

Согласно ст. 61 Конституции РФ российский гражданин не может быть выдан другому государству. Если же он обвиняется в совершении преступления на территории другого государства, то последнее вправе представить документы по его обвинению российским правоохранительным органам для принятия правового решения.

Любое государство осуществляет суверенитет в пределах национальной юрисдикции. Принцип территориального верховенства находит свое выражение в том, что никакое государство не вправе применять меры властного принуждения на территории иностранного государства.

Американское уголовное право, согласуясь в этой части с международными нормами, также исходит из того, что юрисдикция США распространяется только на случаи совершения преступлений на территории этого государства, а также на случаи совершения вне ее территории преступлений в отношении гражданин Америки или имущества гражданин Америки.

Гражданин России Виктор Бут никогда не совершал преступлений на территории Америки, никогда там не был, не совершал преступлений в отношении граждан Америки или их имущества. Все это дает основания считать требование американских властей о выдаче гражданина России США за преступление, якобы готовящееся к совершению в Колумбии, незаконным. Такое расширение Соединенными Штатами своей уголовной юрисдикции является нарушением соответствующих международных правовых норм.

Нарушен принцип универсальной уголовной юрисдикции

Американцы официально обвиняют Бута в попытке продать 100 ракет «земля-воздух» повстанцам из «FARC» (Революционные Вооруженные силы Колумбии), о чем он якобы вел переговоры с ними в тайской гостинице 6 марта 2008 г. Если даже предположить, что ведение таких переговоров имело место, то каким образом приготовление к покушению на поставку оружия в Колумбию стало преступлением, преследуемым согласно американскому законодательству?

В международном праве есть принцип универсальной уголовной юрисдикции, согласно которому любая страна вправе преследовать лицо, совершившее деяние, посягающее на интересы, имеющие важное значение для всех государств. B отличие от других видов юрисдикции, предполагающих некоторую опосредованность (учитывается территория, где было совершено преступление, гражданство и т.д.), универсальная юрисдикция основывается на всеобщности осуждения самого преступления. К таким преступлениям относится терроризм.

Однако ООН не признает «FARC» террористической организацией, контакты с которой исключены. Тогда, даже если допустить со стороны Бута попытку продажи оружия «FARC», почему эта попытка стала преступлением лишь потому, что «FARC» Госсекретарем США была причислена к террористическим организациям, откуда следует, что все те, кто так или иначе поддерживает ее, являются террористами, то есть уголовными преступниками. Необычная логика!

Действия Бута не образуют состава преступления

Еще более сомнительным с точки зрения отнесения того или иного деяния к преступлениям является второе обвинение в отношении Виктора Бута. Он обвиняется в том, что якобы нарушил специальный закон США от 1995 г. (запрещающий любые операции по экспорту товаров, технологий или услуг государственным учреждениям и компаниям иностранных государств, потенциально представляющим угрозу безопасности США, без особой лицензии), а также в мошенничестве с использованием интернет-технологий.

Бут якобы зарегистрировал в Таджикистане авиационную компанию Samar Airlines и в 2007 г. предпринял шаги к тому, чтобы ее от имени закупить старые гражданские самолеты. В частности, во Флориде для технической поддержки и покупки самолетов была привлечена авиакомпания, а для их перевозки в Таджикистан – шиппинговая компания. Эти услуги были оплачены от имени Samar Airlines с иностранных счетов подставных компаний, якобы контролировавшихся Бутом. Средства за покупку, техническую поддержку и перевозку самолетов поступили на счета авиакомпании и шиппинговой компании в США.

В попытке заключить такую сделку американская прокуратура усматривает признаки мошенничества. По мнению прокуратуры, это преступная финансовая сделка с целью легализации денежных средств. Но такая юридическая конструкция состава преступления не выдерживает критики.

В США есть внутренний закон – Акт о международных экстренных экономических полномочиях, согласно которому Президент США вправе для предотвращения внешней угрозы США в сфере национальной безопасности, внешней политики, экономики объявить национальную экстренную ситуацию. Он уполномочен, кроме прочего, расследовать, регулировать или запрещать сделки по обмену валюты, кредитование, платежи, проводимые через кредитные учреждения, если такие платежи затрагивают интересы иностранного лица или государства, а также импорт и экспорт ценных бумаг и валюты.

Президент также может обозначить конкретных лиц, которые составляют внешнюю угрозу или усиливают ее. Выявлением таких лиц занимается особое подразделение Казначейства – Департамент контроля за иностранными активами (ДКИА).

Президент США в связи с конфликтами в Либерии и Конго, которые, по его мнению, представляли собой угрозу для внешней политики США, включил В.А. Бута и ряд его компаний в список лиц, чьи финансовые операции на территории США были заблокированы. На этом основании ДКИА издал предписание, согласно которому запрещались всякое распоряжение имуществом, принадлежащим Буту, если такое имущество оказывалось на территории США, во владении или под контролем граждан США. Не допускались любые сделки с таким имуществом на территории США или действия, направленные на обход указанных запретов, а также сговор с целью нарушить эти запреты.

Совершение действий, запрещенных предписаниями американских властей, американская фемида считает преступлением. К кому обращены эти предписания? Казалось бы, ответ очевиден – к гражданам США.

Однако обвинения в совершении финансовых сделок в обход запрета некоей американской комиссии – ДКИА – предъявлены гражданину России В.А. Буту.

Абсурдно признавать преступлением попытку приобрести на американском рынке гражданские самолеты со стороны российского гражданина (даже если условно считать его имеющим какое-то отношение к незаконной, с точки зрения США, деятельности). Это никак не соотносится с юридическим понятием состава преступления.

Нужно добиваться уважения к суверенитету России

Таким образом, сложилась недопустимая правовая ситуация: российский гражданин стал преступником по решению исполнительной власти США. Она произвольно криминализировала его деятельность, объявила взаимоотношения с ним незаконными, без всякой судебной процедуры фактически признала его преступником, затем дала команду спецслужбам доставить его любым способом в США и осудить.

Нужно добиваться уважения к суверенитету России и российскому праву. Российские власти обязаны пресекать нарушения прав наших граждан за рубежом, а юридическое сообщество должно способствовать этому.

Если незаконные действия в отношении Бута не будут пресечены, то в перспективе это позволит США произвольно и незаконно, не считаясь с суверенитетом России, привлекать к уголовной ответственности на своей территории российских граждан по обвинению в реальных или выдуманных преступлениях, совершенных на территориях других государств.

Не стоит забывать о том, что американская сторона время от времени вносит некоторые российские компании, прежде всего в области обороны, в список лиц, чьи финансовые операции на территории США заблокированы, и признает их действия представляющими угрозу для США. Руководителей наших военных НИИ и оборонных предприятий вполне может постигнуть участь Виктора Бута.

"АГ" № 23, 2010

"АГ" № 22, 2010

Яндекс.Метрика