×

Дело фармацевтов

Кассационная инстанция оставила в силе решение Подольского суда
Материал выпуска № 13 (54) 1-15 июля 2009 года.

ДЕЛО ФАРМАЦЕВТОВ

Кассационная инстанция оставила в силе решение Подольского суда

25 июня в одном из типовых залов Дворца правосудия на Московской кольцевой автостраде состоялся очередной этап пресловутого «дела фармацевтов». Кассационная инстанция Мособлсуда утвердила ранее вынесенный приговор директору Фёдору Душину и остальным одиннадцати сотрудницам несчастливой аптеки подмосковного Подольска. Осужденные к различным срокам в колонии-поселении девушки ссылались на наличие у них на иждивении малолетних детей, родителей-инвалидов, одна и вовсе оказалась беременной. Однако эти смягчающие обстоятельства не были учтены Подольским городским судом, не стал их принимать во внимание и Мособлсуд. Фёдор Душин по-прежнему осужден к семи годам колонии строгого режима, остальные жертвы «подольского правосудия» – к 1–1,5 годам лишения свободы в колонии-поселении.

Судья читал резолютивную часть приговора профессиональной скороговоркой, уткнувшись в листок, да так тихо, что его сосед в мантии был вынужден отчетливо повторить «в целом без изменений». Прокурор – роскошная блондинка при этих словах улыбнулась. Родственники подсудимых, пришедшие поддержать аптекарей, представители общественности не скрывали своего изумления суровым, бездушным приговором – они-то ждали от Мособлсуда смягчения решения первой инстанции, а то и оправдания! На лицах выходивших из зала суда людей были написаны недоумение и горечь. Произошедшее попросту не укладывалось у них в головах. «Недаром говорят “Мосгорштамп” и “Мособлштамп”!», – горько пошутил защитник Фёдора Душина Александр Тверитин. Его коллега отказалась от комментариев: «Что здесь комментировать, сами видите…».

«Я не удивлен такому решению суда. Может быть, здесь сыграли роль какие-то ведомственные интересы, но при наличии тех аргументов, которые были изложены в прениях, при такой оценке общественным мнением данного приговора, при профессионализме коллегии как минимум отмены приговора мы ожидали! – пояснил “Адвокатской газете” защитник Тверитин. – Там очень весомые аргументы. Взять хотя бы тот факт, что контрольная закупка была проведена без надлежащих полномочий, а половина доказательств, которые были добыты и легли в основу приговора, являются недопустимыми, так как были собраны неполномочными лицами, т.е. добыты с превышением полномочий. Это обстоятельство обязывало судебную коллегию вернуть дело на пересмотр!».

Правозащитники, выйдя из зала, дали выход накопившимся чувствам. «Сегодня судом второй инстанции закреплена практика заказных уголовных дел, – возмущался в беседе с корреспондентом “Адвокатской газеты” активист “Бизнес-солидарности” Виталий Седнев. – Если в аптеке были нарушения, то обвинения должны были быть предъявлены и второму совладельцу аптеки Кулиеву. У него было все, включая право первой финансовой подписи! Адвокаты ссылались на решение Пленума Верховного Суда от 2004 г., которым не рекомендуется привлекать наемных работников по “предпринимательским” статьям. Однако обе судебные инстанции, по сути, игнорировали это решение. И отправили на нары весь коллектив!»

Напомним, 1 апреля этого года судья Подольского горсуда Альберт Шарафеев вынес директору аптеки Фёдору Душину и 12 его сотрудницам беспрецедентный по жестокости приговор. За административное правонарушение (безрецептурную продажу лекарств) суд приговорил и директора, и его сотрудников – фармацевтов к лишению свободы. По оценкам юристов, впервые в новой России в тюрьму отправлен не только предприниматель, но и весь коллектив малого предприятия. Наемные работницы были обвинены по предпринимательской ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Если подольская судебная практика станет обычным делом, тогда и в других случаях вслед за арестом директора можно будет сажать весь коллектив. Помимо ст. 171 Душину вменена еще и ст. 174 (легализация). Сумма «отмытых доходов» – 1,2 млн руб.

Вслед за жестоким приговором была развернута широкая кампания в СМИ: «В Подольске осуждена организованная преступная группа, торговавшая наркотиками». К нашему стыду, «коллеги»-журналисты даже не удосужились заглянуть в материалы уголовного дела – никому из фармацевтов не предъявлялись «наркотические» статьи 228–231 УК РФ! Люди были осуждены по экономическим статьям. В уголовном деле Душина нет доказательств того, что его аптеки отпускали без рецептов обезболивающее – буторфанола тартрат, есть только предположения дознания, оставшиеся на том же уровне. «Контрольные закупки» сотрудниками ФСКН были выполнены в 2005 г. – куплен рецептурный препарат залдиар.

Безусловно, лекарства не должны отпускаться аптеками без рецептов. Это серьезное нарушение, которое может нанести вред покупателям. За это надо наказывать административно, благо КоАП предоставляет выбор – от штрафа до обязательных работ, лишения лицензии. Возможно, так бы и случилось, не пожелай второй совладелец аптеки Вагиф Кулиев стать единственным. Он долго обхаживал Душина, предлагая тому оформить долю на жену Кулиева, но Фёдор отказывался. Тогда в 2006 г. с проверкой нагрянул ФСКН (Госнаркоконтроль). Это не могло быть совпадением: сын Кулиева служил в этом ведомстве. Колеса неповоротливой машины уголовного правосудия завертелись. Кулиев, будучи финансовым директором аптеки, как ни странно, сумел избежать участи подсудимого: он стал главным свидетелем обвинения.

Чем дальше раскручивалось судебное следствие, тем очевиднее для участников и очевидцев процесса становилась доминирующая роль сотрудников ФСКН в преследовании Душина. За время, прошедшее с возбуждения дела, были уволены два руководителя следственной группы по делу, несколько старших офицеров наркоконтроля по Московской области, да и сам глава службы Виктор Черкесов сдал пост Виктору Иванову. Сам очевидный заказчик преследования Душина – Кулиев скрылся в Абхазии. Казалось бы, тут надо тихо вернуть дело обратно в прокуратуру, а там и развалить, тем более что под стражей подсудимые тогда еще не находились. Вот только как быть с «честью мундира» ФСКН?

«Фактически, это борьба интересов двух ведомств: Госнаркоконтроль показал – он сила! – считает защитник Душина Тверитин. – В обычных условиях использование доказательств, собранных неполномочными лицами, повлекло бы за собой судебное преследование лиц, превысивших свои полномочия. Это работники 7-й службы ФСКН. Понятно, что ведомство решило своих сотрудников “не сдавать”. А это можно было сделать только одним образом: приложить все силы, чтобы оставить приговор в силе!».

Правозащитники давно поставили точный диагноз происходящему: равнодушие и косность некоторых представителей судебной власти разрушает то хрупкое доверие, которое начало появляться у малого и среднего бизнеса по отношению к власти, по крайней мере к власти федерального уровня. Нарушения российских законов, допущенные в уголовном деле № 115552 («дело фармацевтов»), показательная жестокость приговора, все это, считают представители бизнеса, противоречит курсу государства. Руководство страны много делает, чтобы защитить малый и средний бизнес от коррупции и рейдерства: по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева идет изменение законодательства, ограничены проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Готовится реформа правоохранительных структур. В то же время в Подольске в результате судебной ошибки произошла трагедия, ясно показавшая всем, кто хочет работать и зарабатывать: не пытайся противостоять отъему твоего дела, иначе окажешься на нарах вместе со своими сотрудниками. Как Фёдор Душин и его девушки.

Адвокаты все же не теряют надежды на благополучное окончание дела. «Дальше – надзор. И если президиум Мосгорсуда посчитает, что сотрудники ФСКН неприкасаемы и их интерес выше, чем права и свободы обычных граждан, значит, дойдем до Верховного Суда», – обещают защитники.

Михаил ВИНОГРАДОВ,
спецкор «АГ»

"АГ" № 13, 2009

Яндекс.Метрика