×

Формула несправедливости

Почему Россия идет особым путем, успешно опровергая все законы диалектики
Материал выпуска № 5 (94) 1-15 марта 2011 года.

ФОРМУЛА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

Почему Россия идет особым путем, успешно опровергая все законы диалектики

150 лет, как сменилась эпоха. 150 лет, как отменено рабство. 150 лет, как крестьяне – большинство населения России – получили свободу.
Но действительно ли сменилась? Действительно ли исчезло рабство? И свободно ли большинство из нас?  

 Cправедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Понятие справедливости содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость (http://slovari.yandex.ru/).

Российское крепостное право, точнее – рабство, не было уникальным явлением в истории человечества. Состояло оно в прикреплении крестьянина к обрабатываемому им наделу, превращении землепашца в придаточную вещь, судьба которой – следовать судьбе основной вещи, то есть земли. Всё остальное – любовь, дети, увлечения, мысли, даже еда – было возможно для него лишь постольку, поскольку не отвлекало от следования этой судьбе и не раздражало его хозяина – собственника земли.

Огромное число свидетельств об издевательствах помещиков над крепостными, об унижениях, пытках, убийствах оставили современники. Для того чтобы найти такие свидетельства, не нужно обращаться в архивы – достаточно перечитать произведения классиков русской литературы, которые жили во времена крепостного права, например Тургенева, Лескова, Некрасова.

Вот Вы, читающий эти строки, представьте себе, что Вы – вещь и у Вас есть хозяин, причем маловероятно, чтобы он был похож, например, на академика Лихачёва. И жена Ваша – вещь, и дети Ваши – вещи. И Вас продадут послезавтра, например, в Чечню, отдельно от семьи. Или обменяют, например, на мерина. Представили?

Но ведь почти все мы, представители так называемой «титульной» нации – русские, украинцы, белорусы, являемся прямыми потомками крепостных («инородцев» крепостное право лишь краем задело). Мало у кого из нас (а возможно, лишь у Никиты Михалкова) среди предков были только свободные люди. Вне крепостной зависимости находились, правда, фабричные, государевы люди, но свободными их тоже не назовешь: холопами они не считались, но были приписаны к рудникам.

Наши эксперты о феномене "крепостного сознания"

LukinВладимир ЛУКИН,
Уполномоченный по правам человека в Российской федерации

Нужно поступать, как говорил А.П. Чехов: «По капле выдавливать из себя раба».

 

 

 

 

 

SemenyakoЕвгений СЕМЕНЯКО,
президент ФПА РФ

Используя образное выражение Антона Павловича Чехова, хочу заметить, что мы уже 150 лет выдавливаем по капле из себя раба. А конца этому процессу не видно. Видимо, за период, предшествующий отмене крепостного права, ген рабства в людских душах укоренился настолько, что понадобится не одно поколение, чтобы его изжить. Тем более что эффективность «выдавливания» зависит не только от той степени свободы, которая допускается в государстве, но и от умения граждан этой свободой распоряжаться.

После манифеста, упразднившего рабство, в истории России были разные периоды: прогресс сменялся регрессом, в железном занавесе появлялись щели и форточки, которые то открывались, то захлопывались, на смену «оттепелей» приходили морозы… Бывало и так, что полученная дорогой ценой свобода, на практике оборачивалась вакханалией и анархией, альтернативой которым выступала «жесткая рука».

И сегодня мы вновь стоим перед дилеммой – либо государство, построенное по имперским канонам, либо его развал, – и никак по-другому. Хотя на самом деле нужно давно понять, что любая дорога, которая ведет к несвободе, это дорога в тупик.

NovolotskyЮрий НОВОЛОЦКИЙ,
президент Балтийской коллегии адвокатов

Нужно задаться целью – вырастить поколение свободных людей. Похоже, пока у государства есть более важные цели. Но до тех пор, пока у нас не будет выращено поколение свободных граждан, которые воспроизведут себе подобных, говорить о расцвете, прогрессе и социальном развитии России – бесцельное занятие.

 

 

 

 

 

AlekseevaЛюдмила АЛЕКСЕЕВА,
правозащитник

Остатки крепостного сознания в головах многих наших сограждан существуют, но это продолжается не 150 лет. В 1861 году был издан только манифест, а само освобождение происходило постепенно. И буквально через три-четыре десятилетия после реальной отмены крепостного права, оно появилось у нас снова в форме колхозов. Что такое колхоз? Это самое обыкновенное крепостное право. Ведь у колхозников не было паспортов, они были закреплены за своим колхозом как крестьяне за помещиком. Они работали практически бесплатно, за возможность иметь рядом с домом участок под огород. Были колхозы, где платили более-менее, но очень многие работали просто бесплатно или практически бесплатно. Паспорта у крестьян появились только в хрущевское время. А возможность реально оставить свою деревню и как-то распорядиться своей судьбой – еще позже, потому что существовала прописка, и прописаться в городе сельскому жителю было совсем не просто. Так что крепостническое сознание сохраняется не  с 1861 года, а с отменой колхозов, которая в реальности произошла только в 90-е годы.

Мы страна – совсем недавно расставшаяся с крепостничеством, хотя оно так не называлось. Что же удивительного в нашем крепостном сознании? Сознание людей меняется гораздо позже, чем их бытие. Мы люди с большими рудиментами крепостнического сознания. Причем не только сельские жители, но все слои общества, включая наших руководителей, которые ощущают себя помещиками, у которых мы все – крепостные. И считаются они с нами примерно так же.

Лучшее лечение – это время. Еще Герцен говорил: «Нужно два непоротых поколения». У нас первое поколение, которое сейчас вступает в жизнь – нынешняя молодежь, как раз наследник тех двух непоротых поколений, о которых говорил Герцен. Конечно, мы можем ускорить этот процесс, добиваясь реального соблюдения Конституции и всех наших прав и свобод. Чем, собственно, я и занимаюсь.

PliginВладимир ПЛИГИН,
председатель комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству

Отвечая на вопросы «АГ», почему так стоек феномен «крепостного сознания», и что нужно делать, чтобы избавиться от него, Владимир Николаевич пояснил:

История России сложна. 150 лет назад в России действительно было отменено крепостное право. Печально то, что представление о том, какое «право» было отменено, не совсем совпадает с тем, что на самом деле произошло в действительности, но это отдельная история.

Если не останавливаться на содержательной стороне и продолжать рассуждать о мифах «крепостное право» и «крепостное сознание», то нужно отметить, что в сталинские времена «крепостное сознание» было более выражено, чем во времена непосредственного действия крепостного права в императорской России. А поскольку новейшая история совсем рядом, то видеть в ней только «продолжение» пройденного еще рано. Нужно определить, что мы подразумеваем под «крепостным сознанием»? Вполне возможно, что это явление отнюдь не тождественно тому, какое существовало 150 лет назад.

Для меня было бы уж слишком наивно отвечать на вопрос, как изжить «крепостное сознание», т.к. при всем уважении к словам «краткость сестра таланта», краткость в этом случае была бы проявлением непрофессионализма, а значит, выглядела бы популистской и циничной.

Полную версию читайте в "АГ" № 5, 2011 г.

Яндекс.Метрика