×

Хотели, как лучше...

О попытках законодательного ограничения анонимности в социальных сетях и том, что не все законопроекты одинаково полезны. Комментарий к статье Р. Шаброва и С. Курочкина»
Материал выпуска № 12 (173) 16-30 июня 2014 года.

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ...

О попытках законодательного ограничения анонимности в социальных сетях и том, что не все законопроекты одинаково полезны. Комментарий к статье Р. Шаброва и С. Курочкина

В связи с увеличившимся в разы количеством одобренных законопроектов, которые зачастую неэффективны, избыточны и порой являются откровенно популистскими, необходимо отметить все возрастающую важность усиления контроля за законопроектной деятельностью со стороны депутатского корпуса и представителей общественности, в том числе профильных СМИ. В частности, речь пойдет о резонансном законопроекте, который известен как проект о верификации пользователей в соцсетях.

Согласно статистике, доступной на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания РФ, за весь 2013 год в нижнюю палату парламента было внесено 1513 законопроектов, из которых 455 было одобрено1. Еще десять лет назад аналогичные показатели были значительно скромнее: в 2003 г. из внесенных в Госдуму 1162 законопроектов было принято всего 1862.

В качестве примера можно привести проект федерального закона № 333556-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3, который подвергался справедливой критике и в конечном итоге был отозван субъектом права законодательной инициативы.

Проект данного федерального закона предлагал обязать владельцев социальных сетей верифицировать потенциальных пользователей для получения специального знака «Личность подтверждена» в персональном разделе на сайте. Причем под верификацией понималось подтверждение потенциальным пользователем при регистрации в социальной сети того, что персональные данные принадлежат ему, а информация, размещаемая им в персональном разделе, связана с его частной жизнью.

При этом в пояснительной записке к проекту закона указано, что последний лишь «формализует существующую практику подтверждения личности пользователя: прохождение верификации предлагается сделать обязательным условием для завершения регистрации потенциальных пользователей социальных сетей». По замыслу авторов законопроекта, способы верификации владельцы социальных сетей должны были определять сами.

Способы верификации
В числе наиболее распространенных способов верификации в русскоязычном сегменте сети «Интернет» в пояснительной записке упомянуты ответ на автоматическое уведомление по электронной почте, получение кода доступа с помощью короткого текстового сообщения (SMS) на абонентский номер мобильного телефона, использование учетной записи другой социальной сети или сайта, предоставление копий документов, удостоверяющих личность.

Сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что заявленная цель проекта закона – подтверждение личности пользователя и принадлежности ему размещаемых на персональном разделе социальной сети персональных данных, сопровождающееся получением специального знака «Личность подтверждена», – не соответствует предлагаемым для этого механизмам.

Чтобы разобраться с тем, что представляет собой существующая в российских социальных сетях верификация на практике, предлагаем обратиться к документам, регулирующим деятельность одной из крупнейших российских социальных сетей – «ВКонтакте». Так, в п. 4.5 Правил пользования сайтом «ВКонтакте»4 указано, что при регистрации на сайте «пользователю необходимо пройти ряд удостоверительных процедур, а именно, (а) подтвердить регистрацию путем распознания автоматизированного теста (так в источнике. – Прим. ред.), предназначенного для различия компьютеров и людей («капчи»); (б) подтвердить свою регистрацию путем активации персональной страницы через сообщение, отправленное администрацией сайта на электронную почту пользователя; (в) подтвердить регистрацию путем введения в соответствующую форму на сайте кода, полученного пользователем в виде sms-сообщения от администрации сайта на мобильный телефон пользователя, номер которого предоставляется самим пользователем».

Таким образом, система верификации сайта «ВКонтакте» в настоящее время направлена на предотвращение регистрации персональных разделов в автоматическом режиме, а также двухступенчатое подтверждение регистрации на сайте самим пользователем при помощи средств электронной почты и введения кода из sms-сообщения. При этом становится очевидным, что данная верификация не подразумевает и технически не может подразумевать автоматическую или персонифицированную проверку личности пользователя или предоставляемых им персональных данных и прочих сведений, несмотря на то, что такой подход как раз в полной мере соответствует «существующей практике» верификации, которую автор законопроекта якобы предлагает всего лишь «формализовать».

Игорь КОСТЕННИКОВ,
старший юрист юридической фирмы «ЮСТ»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 12 за 2014 г.


1 См.: http://goo.gl/c2XkGR и http://goo.gl/jJqptM
2 Там же.
3 См.: http://goo.gl/5BFapm
4 См.: http://vk.com/terms
Яндекс.Метрика