×

Необоснованное преимущество

Злоупотребление правом при регистрации права на товарный знак
Материал выпуска № 12 (173) 16-30 июня 2014 года.

НЕОБОСНОВАННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Злоупотребление правом при регистрации права на товарный знак

Условия рыночной экономики позволяют субъектам экономической деятельности вести конкурентную борьбу. Однако объективная конкуренция не должна сопровождаться действиями, которые исключают или ограничивают возможность хозяйствующих субъектов воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняющие или способные причинить убытки конкурентам, наносящие либо способные нанести вред их деловой репутации.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Законодательное закрепление понятия недобросовестной конкуренции и возможность выделения конкретных признаков данного явления, однако, не позволяют решить все те проблемы, которые возникают на практике в связи с применением статей ГК РФ и ст. 14 Закона о защите конкуренции («Запрет на недобросовестную конкуренцию»). Данный вывод косвенно подтверждается и тем, что общее количество рассмотренных арбитражными судами дел об оспаривании решений антимонопольных органов в последние годы неуклонно растет.

В этой связи многие предприниматели рано или поздно задумываются над вопросами, какие способы защиты конкуренции предусмотрены и какие действия необходимо предпринять, если, например, на товарном рынке появился конкурент, использующий аналогичное фирменное наименование или схожее название продукта.

Защита прав на товарный знак
Фирменное наименование и товарный знак – не просто способы индивидуализации продукции на рынке, но также лицо компании. Именно по товарному знаку можно выделить продукцию конкретного производителя среди аналогов на рынке, поэтому использование товарного знака без разрешения владельца незаконно. Для защиты своих интересов предприниматели регистрируют исключительные права, однако зачастую на практике наблюдаются различные виды злоупотреблений.

Если говорить о товарном знаке, то само определение этого понятия впервые появилось в России в 1667 г. в Новоторговом уставе, нормы которого регулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. Тем не менее данный вопрос стоит особо остро, так как со второй половины 1930-х годов в нашей стране практически полностью было ликвидировано предпринимательство, экономика перешла на полное государственное регулирование, поэтому вопрос о конкуренции и ее защите до распада СССР не возникал. В настоящее время защита конкуренции, в том числе прав на товарный знак, является довольно новым вопросом как для предпринимателей, так и для судебной системы, а судебная практика пока находится в стадии становления.

Это приводит к тому, что во многих случаях предприниматели первоначально избирают неправильный способ защиты. Так, сталкиваясь с недобросовестными действиями конкурентов в области использования товарных знаков, они прибегают к судебному разрешению спора и обращаются, например, с иском о признании действий по регистрации и использованию товарного знака актом недобросовестной конкуренции. При этом часто предприниматели сталкиваются с тем, что, несмотря на явно законные требования, суд отказывает в удовлетворении иска. Нередко, избирая способ защиты, они не учитывают, что законом не предусмотрена возможность подачи иска по указанным в ст. 1512 ГК РФ основаниям непосредственно в суд, минуя установленный в ст. 1513 ГК РФ порядок оспаривания правовой охраны (см., например, постановление ФАС ЦО от 27 февраля 2010 г. по делу № А08-2009/2009-29; постановление ФАС МО от 11 февраля 2010 г. по делу № А40-2237/08-27-27).

Что касается законодательного регулирования правоотношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, то в ст. 1483 ГК РФ закреплена недопустимость государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами.

Но из примеров судебной практики видно, что многие обозначения, хорошо знакомые потребителю на протяжении длительного времени, широко используются разными производителями. Зачастую такие обозначения не регистрировались в качестве товарных знаков. Недобросовестные производители и продавцы, чтобы получить необоснованные преимущества перед конкурентами, всеми способами пытаются стать правообладателями популярных, но никем не зарегистрированных обозначений.

Всеволод САЗОНОВ,
к.ю.н., председатель Московской областной коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры»,
эксперт ФПА РФ

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 12 за 2014 г.

Яндекс.Метрика