×

Символ права

Эмблемы адвокатских образований и адвокатских палат Российской Федерации
Материал выпуска № 12 (173) 16-30 июня 2014 года.

СИМВОЛ ПРАВА

Эмблемы адвокатских образований и адвокатских палат Российской Федерации

Законодательство РФ, определяющее правовой статус юридических лиц, наделяет государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации правами иметь товарный знак, знак обслуживания (далее — товарный знак) и другие средства индивидуализации. Настоящая статья о том, какие средства индивидуализации законодательно закреплены за адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами, о разграничении понятий «товарный знак», «эмблема», «логотип», некоторых особенностях их регистрации и последствиях неправомерного использования.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре) средствами индивидуализации некоммерческих организаций – адвокатских палат и адвокатских образований в формах коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций – являются печати, штампы и бланки с их адресами и наименованиями.

В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре нет упоминаний ни о товарном знаке, ни об эмблеме. Однако адвокатские палаты и адвокатские образования со статусом юридических лиц и некоммерческих организаций вправе владеть товарным знаком в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, а зарегистрированной в установленном порядке эмблемой – на основании ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», положения которого применяются к отношениям, возникающим в связи с деятельностью адвокатских образований (ст. 22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

Необходимо отметить, что владение эмблемой является правом адвокатского образования, при использовании же им эмблемы на официальных бланках, вывесках, в печатной продукции ее регистрация является предусмотренной законодательством обязанностью.

Таким образом, в отличие от коммерческих организаций, средством индивидуализации которых может быть товарный знак, адвокатские образования вправе использовать товарный знак и зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Товарный знак, знак обслуживания, эмблема, логотип
Статьей 1477 ГК РФ товарным знаком определяются «обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц...», а знаком обслуживания – «обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами работ… или оказываемых ими услуг».

По своему правовому режиму знак обслуживания не имеет отличия от товарного знака. Термин «товарный знак» включает понятие и товарного знака, и знака обслуживания.

Равенство правового статуса знака обслуживания и товарного знака установлено п. 2 ст. 1477 ГК РФ: «Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания...».

Последующие статьи ГК РФ (регламентирующие использование, регистрацию, правовую охрану и др.), свидетельствуя о приравнивании знака обслуживания к товарному знаку, содержат в своих наименованиях один термин – «товарный знак».

Согласно ст. 1482 ГК РФ видами товарного знака являются «словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации».

В законодательно закрепленное понятие товарного знака включаются с размытыми границами определения из различных источников логотипа и эмблемы, являющихся частями товарного знака.


Анатолий ПЕРМЯКОВ,
почетный адвокат России, Межреспубликанская коллегия адвокатов (г. Москва)

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 12 за 2014 г.

Яндекс.Метрика