×

Комплексный подход к защите прав

О реализации законодательства об адвокатской деятельности и государственной уголовной политики
Материал выпуска № 1 (210) 1-15 января 2016 года.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЗАЩИТЕ ПРАВ

О реализации законодательства об адвокатской деятельности и государственной уголовной политики

Более 13 лет назад в России началась реформа законодательства об адвокатской деятельности, а по сути – формирование нового, основанного на многолетнем опыте российской, советской и зарубежной адвокатуры законодательства. Впервые в российском государстве оно определило не только вопросы функционирования и внутрикорпоративного устройства, но и позволило существенно укрепить соблюдение прав человека путем законодательного усиления возможности их защиты профессиональными юристами – адвокатами и создало законодательную базу для обеспечения профессиональных прав самих адвокатов – основных субъектов оказания квалифицированной юридической помощи.

Принятие в 2002 г. Закона об адвокатуре явилось важнейшим событием оздоровления социально-политической обстановки и правовой ситуации в России и оказало позитивное влияние на реформирование всей системы российского и прежде всего уголовного законодательства.

Оценка взаимозависимости и влияния положений Закона об адвокатуре и уголовного, а также уголовно-процессуального законодательства РФ, несмотря на общую «нацеленность» на обеспечение эффективной защиты жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, собственности и других жизненно важных интересов человека в обществе и государстве, показывает их несогласованность. Одной из главных проблем является проблема адекватности уголовного законодательства и практики правоприменения фундаментальным принципам и положениям Закона об адвокатуре. Речь идет и о полной зависимости в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника от представителей органов власти – следователей, прокуроров, без согласия которых адвокат не может, в частности, приобщить к материалам уголовного дела ни одно доказательство или любой документ, и нередко несоблюдение положений статуса адвоката, его иммунитета и т.д.

В современных условиях особую актуальность и значимость приобретают вопросы формирования актуальной и адекватной современным общественно-политическим и экономическим реалиям государственной уголовной политики, учитывающей развитие законодательства об адвокатской деятельности.

Вызывает, по меньшей мере, удивление тот факт, что за последние более чем 20 лет в России были приняты более 200 законов и множество подзаконных актов, касающихся тех или иных концепций и определяющих положения государственной политики в различных сферах государства и общества. Например, молодежной и демографической политики, образования, здравоохранения, культуры, но среди них отсутствует документ, определяющий уголовную политику.

Попытки разработки концепции уголовной политики предпринимались и раньше. Первый вариант концепции появился в конце 1997 г. в форме документа – проекта «Основ государственной политики борьбы с преступностью в России» и вслед за этим проект Совета Безопасности при Президенте РФ определил приоритеты развития уголовной политики. Именно в этих документах более 20 лет назад были впервые сформулированы цели, задачи, этапы реализации и правовой механизм осуществления основных положений уголовной политики. В последующие годы также предпринимались серьезные попытки разработать концепцию государственной уголовной политики, например, проект, подготовленный в 2012 г. Общественной палатой. Но до настоящего времени ни концепции, ни программы или согласованного плана подготовки законопроектных документов, определяющих уголовную политику, в форме какого-либо официального документа нет.

Очевидно, именно отсутствие к моменту принятия ныне действующего Уголовного кодекса РФ официально одобренной и утвержденной на уровне федерального закона государственной уголовной политики отрицательно отразилось на последующем реформировании, что повлекло его постоянные и бессистемные изменения, а также непоследовательность и противоречивость соответствующих подходов и, в конечном счете, отсутствии не только стратегии по противодействию преступности, но и вразумительной стратегии законодательного обеспечения эффективной организации профессиональной защиты подозреваемых, обвиняемых, потерпевших.

Ученые и юристы-практики признают, что постоянное реформирование уголовного законодательства – это негативное явление, даже несмотря на определенные позитивные изменения отдельных уголовно-правовых норм. За прошедший пятнадцатилетний период действия уголовного законодательства в него вносилось большое количество непродуманных и даже противоречащих общей концепции уголовного законодательства изменений и дополнений. Так, например, только в УК РФ внесено уже более 2000 поправок, причем, в Общую часть УК РФ – более 230.

К настоящему времени лишь в одной из самых важных и актуальных для развития экономики и предпринимательства главе 21 УК РФ «Преступления против собственности» не осталось без корректировки ни одной статьи. Более того, все они корректировались по несколько раз. А к одной статье – 159 УК РФ «Мошенничество» – было добавлено еще шесть. Причем непонятно, с какой целью включены статьи мошенничество в сфере кредитования, страхования и т.п. Мошенничество как способ завладения чужим имуществом не меняется, а уж если это может иметь значение (в чем автор сомневается), можно включить сферы мошенничества в качестве квалифицирующих признаков в ст. 159 УК РФ. Таких примеров можно было бы привести огромное количество. И эта чехарда существенно отражается на качестве закона, отнюдь не повышает защищенность в данных сферах, а требует «наработки» практики правоприменителей и защиты.

Адвокатское сообщество вынуждено постоянно доводить до сведения законодателя свою правовую позицию по качеству уголовно-правового регулирования в ответ на непрекращающиеся попытки реформирования уголовного законодательства в направлении, как правило, понижения уровня реализации конституционных прав и свобод и, в том числе, профессиональных прав адвокатов. В основном это касается, к сожалению, правовых позиций по реформированию лишь уголовно-процессуального законодательства.

Например, о попытке введения в УПК РФ института установления объективной истины по уголовному делу или предоставления подозреваемому права на телефонный звонок в целях уведомления близких родственников и близких лиц о своем задержании и месте нахождения, или по созданию дополнительных гарантий законности при задержании подозреваемого, или по установлению срока для ознакомления с материалами уголовного дела и заявления адвокатом ходатайств и др. Федеральная палата адвокатов РФ прямо указывает, что некоторые корректировки могут нарушить основополагающие принципы права, в частности, равенства сторон, права на состязательность и т.п.

Следует согласиться с мнением известных ученых-юристов о том, что чрезмерно активное реформирование уголовного законодательства свидетельствует о некоем кризисе уголовно-правового регулирования и, более того, о необходимости подготовки новых УК и УПК, несмотря на то, что в настоящее время рассматривается возможность создания единого (универсального) процессуального кодекса.

Актуальная государственная уголовная политика должна быть направлена, в частности, на согласованную и комплексную разработку интегрированного с Законом об адвокатуре документа, нацеленного на системную реализацию в уголовном законодательстве: во-первых, научно-обоснованных и соответствующих уровню современных общественных отношений уголовно-правовых и процессуальных норм и институтов; во-вторых, фундаментальных принципов организации квалифицированной юридической помощи путем интеграции уголовного и процессуального законодательства с законодательством об адвокатской деятельности; в-третьих, разработку и реализацию новой системы непрерывного профессионального образования всех категорий участников уголовного судопроизводства через систему повышения квалификации, сдачи профессиональных экзаменов и получения сертификата-допуска.

Все сформулированные направления должны осуществляться на основе юридически обязывающего документа, утвержденного Указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ.

По мнению автора, уголовная политика – это, прежде всего, концепция, которая воплощает в себе не только идеологию борьбы с преступностью, но и организацию профессиональной защиты прав человека адвокатами как обязательными участниками уголовного судопроизводства. И именно концепция способна сделать эту деятельность осмысленной и интеллектуально обеспеченной, гарантируя одновременно наличие в государстве эффективных средств правовой защиты. И анализ современного реформирования российского уголовного законодательства наглядно иллюстрирует это утверждение.

Формирование концепции уголовной политики должно являться приоритетной задачей не только государства, но и профессиональных институтов гражданского общества, важнейшим из которых является российская адвокатура.

Такая концепция фактически должна стать фундаментом для создания нового стабильного уголовного законодательства и главным ориентиром не только при решении задач борьбы с преступностью, но и при создании эффективной системы квалифицированной защиты прав и свобод профессиональными юристами – адвокатами. При таком подходе в законодательстве и в правоприменении может быть действительно реализован принцип сбалансированности интересов личности, общества и государства и основные принципы, подходы и стандарты международного права и положения, предусмотренные ст. 48 Конституции РФ.

Рассматривая концепцию уголовной политики, исходя из изложенных подходов, можно сформулировать некоторые предложения:

1. Концепцию уголовной политики необходимо формировать в широком контексте и в единой связи уголовного и процессуального законодательства и законодательства об адвокатской деятельности.

Для согласования законодательной терминологии целесообразно предусмотреть создание единого законодательного тезауруса, так как в настоящее время в разных отраслях законодательства (а иногда внутри одной отрасли) используется разная терминология.

2. Активное участие адвокатского сообщества в формировании концепции уголовной политики как основы создания нового уголовного и процессуального законодательства позволит укрепить правовое положение и статус адвоката как обязательного и постоянного участника уголовного судопроизводства.

3. В рамках научной, методической и консультативной деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ можно рекомендовать создание рабочей группы по формированию проекта концепции уголовной политики, имея в виду необходимость формирования нового подхода к защите прав и свобод участников уголовного судопроизводства, фундаментальным вопросам охраны прав и свобод человека, безопасности государства, общества и личности. Основой концепции уголовной политики, возможно, должна стать концепция нового УК РФ, так как процессуальное законодательство базируется на материальном уголовном праве, определяющем вопросы и проблемы уголовной ответственности, создания доказательственной базы, системы наказаний, освобождения от наказания и т.п.

Наум СОНЬКИН,
д.ю.н., профессор, член НКС ФПА РФ
Яндекс.Метрика