×

Место под солнцем

О практике крымских адвокатов в делах по установлению факта проживания
Материал выпуска № 1 (210) 1-15 января 2016 года.

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

О практике крымских адвокатов в делах по установлению факта проживания

Установление фактов становится прерогативой суда в тех случаях, когда другими документами доказать наличие тех или иных обстоятельств невозможно. Одним из наиболее частых в адвокатской практике является установление факта проживания для получения гражданства РФ, однако относительно новой процедурой стало установление факта проживания на территории Республики Крым. Учитывая большое количество заявителей и частую подтасовку доказательной базы, крымские суды относятся к рассмотрению подобных дел очень тщательно и помимо показаний свидетелей проверяют факты осуществления трудовой деятельности на территории полуострова, наличие прав на жилое помещение, в котором потенциальный гражданин проживает, а также многие другие косвенные доказательства, о чем будет рассказано ниже.

Статьей 264 ГПК РФ факт проживания отнесен к категории «других имеющих юридическое значение фактов». Установление факта проживания используется в самых разных случаях. Среди них есть такие эксклюзивные, как факт проживания в зоне радиоактивного загрязнения или в зоне, пострадавшей от стихийного бедствия.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 2014 г. суды рассмотрели 195 251 дел по установлению факта проживания. Для сравнения, за тот же год суды рассмотрели 28 087 дел о признании граждан недееспособными и 8855 дел по факту признания отцовства. Для начала определимся с понятиями проживания и места жительства.

Проживание или место жительства

Термин «проживание» в законодательстве РФ встречается в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которая определяет проживание как проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В свете данного закона для связи проживания с территорией России достаточно иметь законное основание для этого самого проживания.

Однако это требование имеет достаточно общий характер. Поэтому суды используют положения Гражданского кодекса РФ, в частности, ст. 20, которая определяет дополнительный признак проживания для граждан: проживание может осуществляться постоянно или преимущественно.

Данная статья связывает проживание с термином «место жительства», который используется в отечественном законодательстве гораздо чаще и в большинстве случаев отождествляется с проживанием.

Его можно увидеть и в Конституции РФ, но более подробно он расшифрован в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Постановление № 713). Такая же формулировка содержится в ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1).

Именно из данных актов суды заимствуют определение и характерные признаки места жительства.

«Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства».

Мы видим, что местом жительства может быть только жилое помещение, в отношении которого у гражданина есть определенное имущественное право (собственность или пользование).

При установлении факта проживания связка «жилое помещение и наличие имущественного права» ложится в мотивировку судебных решений. При этом регистрация по месту жительства игнорируется, поскольку в суд обращаются при отсутствии таковой.

Самые наблюдательные читатели наверняка обратили внимание на тот факт, что ст. 20 ГК РФ, Постановление № 713 и Закон № 5242-1 применимы исключительно к гражданам РФ, в то время как установление факта проживания используется для иностранных граждан или лиц без гражданства. По всей видимости, суды применяют аналогию закона, хотя отыскать решение с обоснованием применения такой аналогии вряд ли получится. Возможно, Пленум Верховного Суда РФ очередным постановлением разъяснит позицию по данному вопросу.

Марк МИНА,
адвокат АП Республики Крым

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 1 за 2016 г.

Яндекс.Метрика