×

Контроль трансграничных рынков

Особенности защиты конкуренции в связи с образованием Евразийского экономического союза
Материал выпуска № 4 (189) 16-28 февраля 2015 года.

КОНТРОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫНКОВ

Особенности защиты конкуренции в связи с образованием Евразийского экономического союза

После вступления в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе на территорию Российской Федерации распространились полномочия международного правоприменительного органа в сфере защиты конкуренции – Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК).

К созданию Евразийского экономического союза страны-участницы подходили поэтапно. Этот процесс начался с заключения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Соглашения о Таможенном союзе в 1995 г. и последующего присоединения к Таможенному союзу Республики Казахстан.

Указанные страны планомерно продвигались к все большей интеграции. Было образовано Единое экономическое пространство, принят единый Таможенный кодекс Таможенного союза, подписано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. Кроме этого образовались международные органы сообщества – ЕЭК и суд Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС).

Существенной вехой в развитии отношений между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь послужил принятый и ратифицированный в 2014 г. в г. Астане договор, который на смену ЕврАзЭС создал Евразийский экономический союз. Данный договор направлен на более тесную интеграцию.

Помимо указанных стран к Договору также присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика. Для большинства стран – участниц Договора он вступил в силу с 1 января 2015 г., для Республики Армения – со 2 января 2015 г., а для Кыргызской Республики он начнет действовать только с 29 мая 2015 г.

Раздел XVIII Договора устанавливает общие принципы и правила конкуренции, обеспечивающие выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов.

Договор возложил полномочия по защите конкуренции и обеспечению соблюдения общих принципов конкуренции на ЕЭК.

При этом ФАС России сохраняет за собой в полном объеме полномочия по защите конкуренции на территории Российской Федерации, за исключением переданных ЕЭК полномочий по защите конкуренции на трансграничных рынках. В настоящее время в Госдуме рассматриваются изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» (так называемый четвертый антимонопольный пакет), согласно которым положения Закона не распространяются на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции ЕЭК в соответствии с международным договором.

Таким образом, с 1 января 2015 г. полномочия по защите конкуренции на территории Российской Федерации имеют уже два органа. ФАС осуществляет полномочия по защите конкуренции на внутренних российских рынках, а ЕЭК – полномочия по защите конкуренции на так называемых трансграничных товарных рынках.

Под трансграничными в общем можно понимать товарные рынки, которые охватывают территории нескольких государств – членов Евразийского экономического союза. Например, такой рынок может иметь место в ситуации, когда осуществляется поставка электроэнергии из Российской Федерации в Республику Казахстан.

Полномочия ЕЭК по защите конкуренции регламентируются Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

В частности, Протокол предоставляет ЕЭК следующие полномочия:
– запрашивать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, юридических и физических лиц, в том числе конфиденциальную информацию;
– принимать обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов решения о совершении действий, направленных на прекращение нарушения общих правил конкуренции, устранение последствий их нарушения, обеспечение конкуренции;
– применять штрафные санкции к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) государств-членов.


Дмитрий СЕРЁГИН,
советник Юридической фирмы «ЮСТ»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 4 за 2015 г.