×

Марина павлова: «мы чувствуем пульс времени»

Президент Адвокатской палаты Республики Крым убеждена в том, что адвокатура может успешно развиваться, сохраняя традиции
Материал выпуска № 19 (204) 1-15 октября 2015 года.

 

Марина ПАВЛОВА: «МЫ ЧУВСТВУЕМ ПУЛЬС ВРЕМЕНИ»

Президент Адвокатской палаты Республики Крым убеждена в том, что адвокатура может успешно развиваться, сохраняя традиции

Вот уже второй год адвокатура Крыма действует в составе общероссийской адвокатской корпорации, практикуя по российским законам. Насколько успешно проходит адаптация крымских коллег к новым условиям, с какими проблемами они сталкиваются, как отвечают на вызовы времени? Об этом мы побеседовали с президентом АП Республики Крым Мариной Павловой.

– Марина Аскольдовна, задам Вам банальный вопрос, который обычно задают люди при встрече: как дела? Как живет адвокатура Крыма?
– Сложно живет. Наверное, так же, как и большинство наших коллег из других российских регионов. Ведь если в стране дела идут успешно, то и адвокаты не бедствуют. А если в экономическом отношении обстановка сложная, как сейчас, приходится затягивать пояса. Мы пережили непростой переходный период, после которого численность крымских адвокатов уменьшилась более чем на 150 человек. Кто-то прекратил статус по политическим мотивам, затронул нас и действующий в судейском корпусе запрет на осуществление профессиональной деятельности в случае, если членами семьи судьи являются адвокаты, которые практикуют в том же регионе. По этим мотивам статус прекратили 73 человека. Не думаю, что этот запрет серьезно препятствует коррупции. А вот по судьбам и по профессии ударяет больно.

– Насколько авторитетна сейчас профессия адвоката в Крыму?
– Не стану скрывать, что за последние полтора года этот авторитет снизился. И дело не в том, что защитники стали менее профессиональны. У нас полностью сменился состав прокурорских работников. Сейчас гораздо меньше считаются с адвокатами, чем раньше. Нас стараются отодвинуть на задворки процесса. Но это одна из тех бед, которым адвокатура была подвержена всегда. Противостоять ей можно только высоким профессионализмом, знанием законов и умением их применять на практике. Используя корпоративные инструменты, мы добиваемся, чтобы и при защите по назначению адвокат исполнял свои обязанности максимально добросовестно. Когда был принят порядок централизованного назначения защитников в уголовный процесс, и из него ушли те адвокаты, которые «по дружбе» могли подписать документ не глядя, один из руководителей структурного подразделения полиции высказал свое возмущение: «Вы нам показатели портите!» Но мы продолжаем совершенствовать эту систему, используя опыт коллег из Самары, Кургана и других регионов, где она себя полностью оправдала.

– Насколько сложным оказался переход с украинского законодательства на российское?
– Я бы сказала, что это не столько технический, сколько психологический процесс. Ведь алгоритм работы адвоката остался прежним, и проблемы, с которыми граждане обращаются к адвокатам, те же. Но был момент, когда мои коллеги почувствовали себя в роли опоздавших на поезд. С апреля 2014 г. республику наводнили многочисленные юридические фирмы из России, предлагавшие широчайший спектр юридических услуг по российскому законодательству. Они заполонили рекламой СМИ и уличные носители. Казалось, происходит захват всей сферы юридических услуг, и моим коллегам не останется ничего больше, как представлять интересы граждан в уголовном судопроизводстве. Но страхи эти оказались несколько преувеличенными. Благодаря системной помощи Федеральной палаты адвокатов мы смогли наладить процесс переподготовки и повышения квалификации адвокатов. Учеба приобрела системный и постоянный характер. К нам стали регулярно приезжать группы квалифицированных лекторов из ФПА, на занятия к которым адвокаты идут с охотой. С удовольствием посещают семинары и лекции Светланы Володиной, Николая Кипниса. А регулярные выступления перед адвокатами членов Верховного Суда республики – богатейший кладезь ценной информации. Скоро выяснилось, что наши адвокаты не только не уступают «гастролерам» от юридического бизнеса, а по ряду позиций превосходят их. Судебные дела, в которых решаются споры между организациями и гражданами Республики Крым, часто имеют историю, уходящую корнями в те времена, когда полуостров входил в состав Украины, и соответствующие права были закреплены украинским законодательством. Без знания этого законодательства разрешить спор порой бывает невозможно. А это знание у адвокатов есть. И предприниматели, и граждане очень скоро убедились в их преимуществах, и в большинстве случаев делают выбор в пользу моих коллег. Сейчас, спустя более года, следов от «юридического нашествия» почти не осталось. Исчезла не только реклама, но и сами фирмы. Как только пошел спад в экономике, и любители легкой наживы почувствовали, что здесь ловить нечего, они убрались восвояси.

– Как выстраиваются отношения Адвокатской палаты с органами юстиции? Есть ли совместные программы по бесплатной помощи нуждающимся гражданам?
– К сожалению, позитивных примеров привести не могу. Напротив, до января 2015 г. мы с переменным успехом пытались урегулировать вопросы статуса адвокатских образований, которые органы юстиции упорно старались приравнять к ассоциациям. По этой причине не регистрировали адвокатские кабинеты, не принимали счета налоговой отчетности. Сейчас, когда ряд вопросов не без помощи ФПА уже урегулирован, отношения с органами юстиции сводятся в основном к предоставлению статистических отчетов.

До весны 2014 г. в Крыму успешно действовала система бесплатной правовой помощи, которую курировал специальный департамент Министерства юстиции. В 2012 г. было открыто несколько центров субсидируемой юридической помощи, в штате каждого из которых трудилось три государственных служащих: директор, диспетчер и бухгалтер. Для консультаций граждан привлекались адвокаты, состоящие в отдельном реестре и прошедшие конкурсный отбор. Вознаграждение за их услуги начислялось без перебоев из государственной казны. Никакой бумажной волокиты не было. Оплата начислялась по формуле, учитывающей сложность оказываемых адвокатом услуг и количество затраченных им часов, с применением специальных коэффициентов. Знаю, что в России подобный эксперимент не удался, но в Крыму он работал. При желании этот опыт можно было бы учесть. Во всяком случае, и опыт, и традиции у нас есть.

– Интересно узнать о традициях крымской адвокатуры.
– Мы ведем свою историю с 1924 г., когда образовывались коллегии защитников. Недавно отметили свое 90-летие. В архивах палаты есть документы, датированные 1937 и 1944 г., в том числе личные дела адвокатов. При палате создан небольшой Музей истории крымской адвокатуры. Примечательно, что сама палата располагается в историческом здании. Здесь когда-то размещался губернский суд, и сами стены дышат историей. Но традиции – это не только стены и архивные материалы, это верность своей профессии, добросовестная работа в интересах доверителя, безукоризненное следование идеалам защиты, заложенным нашими предшественниками, соблюдение этических правил и норм, выработанных не одним поколением адвокатов и закрепленных в КПЭА. Это – умение использовать в своей деятельности все то хорошее, что складывалось в результате общекорпоративной работы. Традиции живут до тех пор, пока развиваются. И мы стараемся наполнять их новым содержанием. Начали издавать «Вестник». Первые два выпуска разошлись на ура. Первый номер издали в виде справочника с полным реестром адвокатов, второй посвятили вопросам налогообложения адвокатов. В третий войдут прецеденты дисциплинарной практики и статьи адвокатов по актуальным вопросам правоприменения. Мы чувствуем пульс времени, мы развиваемся вместе со всей российской адвокатурой.

Беседовал Александр КРОХМАЛЮК,
главный редактор «АГ»

Яндекс.Метрика