×

Мы в ответе за тех, кого обучили

«АГ» и Российский государственный университет правосудия (РГУП) в рамках «Дня карьеры» 25 марта провели семинар «Рынок выпускников юридических вузов в условиях экономического кризиса»
Материал выпуска № 7 (192) 1-15 апреля 2015 года.

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ОБУЧИЛИ

«Новая адвокатская газета» и Российский государственный университет правосудия (РГУП) в рамках «Дня карьеры» 25 марта провели семинар «Рынок выпускников юридических вузов в условиях экономического кризиса»

Модераторами мероприятия были декан факультета непрерывного образования РГУП Александр Пашинский и главный редактор «АГ» Александр Крохмалюк. Участники дискуссии анализировали качество юридического образования, требования работодателей и ситуацию на рынке. В роли экспертов выступили юристы, которые совмещают практику с преподавательской деятельностью, поэтому могут компетентно судить не только о кадровой политике юридических фирм, но и о современной образовательной системе.

Основные спикеры: Лев Бардин, адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Москвы, член Совета АП Москвы, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ; Роман Бевзенко, партнер Юридической фирмы «Пепеляев Групп», профессор Российской школы частного права; Кирилл Бельский, партнер Адвокатского бюро «Коблев и партнеры», руководитель практики разрешения споров, преподаватель кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА); Ольга Бинда, советник президента ФПА РФ; Дмитрий Прокофьев, глава компании по поиску юридического персонала «Norton Caine»; Дина Корнейчук, HR-партнер Юридической фирмы «Шкапура, Корнейчук и партнеры»; Михаил Москвин-Тарханов, профессор кафедры земельно-имущественных отношений РГУП; Василий Раудин, руководитель группы Юридической фирмы «ЮСТ» по делам о банкротстве, эксперт ФПА РФ, адвокат АП Москвы; Михаил Успенский, партнер Адвокатского бюро «КИАП»; Николай Федосеенков, партнер Юридической фирмы «LEX PUBLICA»; Евгения Шахова, руководитель отдела персонала «Clifford Chance CIS Limited»; Ольга Шепелева, старший юрист Института «Право общественных интересов» («PILnet»).

К сведению (не на правах рекламы)
Вначале несколько слов об организаторе «Дня карьеры» – РГУП, который до недавнего времени именовался РАП – Российская академия правосудия. Основанный в 1998 г. в целях подготовки специалистов для судебной системы, сегодня это один из крупнейших вузов страны, имеющий филиалы в ряде регионов и использующий самые современные программы обучения. РГУП одним из первых начал подготовку магистров юриспруденции, создал факультет довузовского образования, где наряду с общеобразовательными дисциплинами по программе 9–10 классов средней школы изучают основы правовых дисциплин. В рамках международно-правовой специализации Университет организует углубленное изучение английского языка и права с регулярными стажировками в Лондоне, благодаря чему выпускники получают дипломы бакалавров и по российскому, и по английскому праву.

Ректор РГУП Валентин Ершов, обратившийся к участникам и гостям семинара с приветственным словом, сказал, что в год университет выпускает 5–7 тыс. студентов, 30% из которых идут работать в судебную систему, остальные – в прокуратуру, Следственный комитет, юридические департаменты банков и компаний, юридические фирмы и т.д. Руководство РГУП пришло к выводу, что обучение должно быть, во-первых, специализированным, во-вторых, непрерывным, начиная со школьного возраста до конца карьеры, и активно ищет контакты с потенциальными работодателями, стремясь облегчить выпускникам выход на рынок труда.

Александр Пашинский в связи с этим заметил, что в Великобритании даже издается предназначенный для будущих студентов справочник лучших работодателей.

Шанс для выпускников
В России такой практики пока нет, и до недавнего времени трудоустройством выпускников не занимался никто, кроме них самих. Однако сейчас появилась новая тенденция – высшие учебные заведения начинают задумываться о карьере тех, кого обучили. «В последнее время стали складываться новые условия взаимодействия вузов, выпускников и работодателей, – говорит Александр Пашинский. – Постепенно формируется цивилизованный рынок выпускников. Ответственность за то, как складывается их карьера, берут на себя вузы». Возродить существовавшую в советское время систему распределения невозможно, но исследовать спрос на специалистов в сфере права и критерии оценки выпускников работодателями, чтобы совершенствовать образовательные программы, вполне реально. Этому помогают, в частности, практики работы с потенциальными сотрудниками, действующие в международных юридических фирмах.

Пример – годичные стажировки студентов в «Clifford Chance». Они принимаются на работу по трудовому договору, получают зарплату и в течение года должны стажироваться поэтапно в нескольких практиках фирмы. По окончании каждого этапа стажер пишет отчет о том, что изучил, а наставник оценивает его знания и работу. Неудовлетворительная оценка означает досрочное прекращение стажировки.

Конкурс очень высокий – более 200 человек на место, большинство претендентов отсеивается еще на этапе рассмотрения резюме (основные требования – академическая успеваемость, знание права и иностранных языков), из оставшихся (примерно 70) по итогам собеседования отбирают 14. На собеседовании проверяются умение самостоятельно мыслить и решать практические задачи. Недавно появилось и новое направление – изучение русского языка, уровень знаний которого студентами-юристами резко снизился. «Последний грамотный стажер у нас был шесть лет назад, – говорит Евгения Шахова, – в последний год, когда на юрфаке писали сочинение». Тех, кого по окончании стажировки «Clifford Chance» не принимает на постоянную работу, охотно приглашают другие юридические фирмы.

Тонкая настройка
Так «Clifford Chance» восполняет пробелы современной системы высшего юридического образования, не дающей студентам базовых навыков практической работы. Выпускники не умеют делать самых простых вещей, которые необходимы каждый день, например, работать с корреспонденцией, составлять письма и юридические документы, писать исковые заявления.

К тому же они не способны мыслить как юристы, потому что изучают не право, а законодательство. «Люди, которые выходят из стен вуза, знают тексты законов, но не знают их смысла», – говорит Роман Бевзенко. Эту особенность системы юридического образования он иллюстрирует на примере перманентных изменений в ГК: суть обновленных норм ускользает от понимания юристов, способных воспринимать право только с формальных позиций. Процесс реформирования ГК тянется уже пять лет, а они остаются беспомощными. «Они обучены праву, как починке пылесоса, – соглашается с ним Михаил Москвин-Тарханов, – и не способны играть в тонкие игры, например, при создании законодательства или в разговоре с прокуратурой».

«Но если студенты чего-то не умеют, значит, мы их этому и не учили», – говорит Василий Раудин. Недостатки качества юридического образования, по его мнению, связаны с тем, что не производится своевременная ротация преподавателей юридических вузов (в западных странах они работают по контрактной системе), у многих из них отсутствует практический опыт, а балльно-рейтинговая система оценок вынуждает студентов приобретать не столько знания, сколько баллы за посещение лекций.

О преподавании теории права в отрыве от практики говорила и Ольга Шепелева. По результатам проведенного «PILnet» исследования, от начинающих юристов-практиков требуется знание правил профессиональной этики, регулирующих поведение в конкретных ситуациях (конфликта интересов, отношений с клиентом), и студенты хотят их изучить, но в вузах эта дисциплина обычно преподается как чисто теоретический предмет, содержание которого объясняется либо через философские учения, либо с общих позиций морали и нравственности (разумеется, это не касается вузов, где читают узкоспециальные курсы профессиональной этики, в частности адвокатской и судейской).

Тему соотношения между теорией и практикой продолжили присутствовавшие на семинаре студенты РГУП. Они вступились за свой Университет, сказав, что им прививают практические навыки, в частности, преподают ораторское искусство, учат выступать публично.

Болонская западня?
Однако главной бедой современного юридического образования многие считают двухуровневую систему. «Мы еще не выработали новых подходов, старую систему потеряли, а новую не только не получили, но даже не видим, какой она должна быть. Следствием этого является падение качества образования, – говорит Александр Ермоленко. – Предполагается, что бакалавриат дает теоретический базис, который можно надстроить в магистратуре, но практика показывает, что базис хлипкий из-за сокращения программы. В результате бакалавриат по уровню становится ближе к техникуму, чем к университету. Рынок по-прежнему ожидает молодого специалиста с хорошими юридическими знаниями, с базой, к которой он добавит практические навыки. Но туда приходит молодой неспециалист, и рынок приближается к состоянию, когда люди, которые понимают право как право, остаются в меньшинстве».

«Возникает непрерывная гонка, связанная с расширением перечня преподаваемых дисциплин, которые из-за сокращения программы не хватает времени прочитать, – добавляет Ольга Шепелева. – На высшие учебные заведения возлагается задача не только профессионального, но и общего образования. Поскольку уровень школьного образования падает, вузы вводят дополнительные общеобразовательные предметы».

Будущий российский юрист должен за 4 года освоить – иначе не скажешь – 40 дисциплин. Для сравнения: в Англии за тот же период студент-юрист изучает 12 дисциплин (по три в год). Эти цифры показывают, почему наши выпускники не понимают право как право: во время обучения им просто некогда думать.

Лев Бардин предлагает провести дискуссию о болонской системе в высшем юридическом образовании и прекратить этот рискованный эксперимент, вернувшись к специалитету – традиционной одноуровневой системе получения высшего образования.

Однако, по мнению студентов, и болонская система не так уж плоха, если правильно организован учебный процесс – например, в него включается звено довузовского юридического образования, как в РГУП. Поскольку студенты правового колледжа изучают основы права и сдают не ЕГ, а обычные экзамены, по окончании бакалавриата они получают хорошие знания.

Что немцу хорошо – для русского тоже
Как бы там ни было, рынок труда не делает скидок на то, что студенты оказались вовлеченными в эксперимент. Он по-прежнему требует хорошей теоретической базы, способности уверенно ориентироваться в массиве действующего законодательства, практических навыков, знания иностранного языка (а лучше нескольких), трудолюбия, добросовестности, умения принимать решения, брать на себя ответственность за результат, слушать, выполнять поставленные задачи, подстраивать личный график под общий, распределять приоритеты, организовывать свое рабочее время и т.д., то есть целого комплекса профессиональных и личных качеств, обладание которым позволяет добиться успеха в карьере.

В конечном итоге решающее значение имеют, по-видимому, упорство и целеустремленность: тот, кто твердо решил стать настоящим профессионалом, найдет возможность компенсировать недостатки системы высшего образования путем изучения специальной литературы и совмещения учебы с работой, занявшись самосовершенствованием, чтобы стать привлекательной для работодателя личностью – трудолюбивой, дисциплинированной и ответственной.

Но все эти усилия теперь надо умножать вдвое, потому что фирмы из-за кризиса стали набирать меньше сотрудников. Однако привлекать студентов и реализовывать программы стажировки они продолжают, и Дмитрий Прокофьев уверен, что именно стажировка в крупной фирме остается шансом, который дает мощный толчок к развитию карьеры. По его мнению, иные структуры, будь то юридический департамент компании или, например, государственные органы, не служат такой хорошей школой. Причем сейчас уже не имеет принципиального значения, в российской или международной фирме стажироваться, потому что крупные отечественные компании сравнялись с иностранными и по оплате труда (последние переходят на выплаты в рублях), и по качеству работы – придерживаются таких же стандартов и могут так же качественно обучить стажера.

Путь наверх
Но как бы совершенна ни была подготовка молодого специалиста, в начале карьеры он нуждается в помощи опытных коллег. Она может быть предоставлена как в виде курса «Введение в профессию», который преподается во многих юридических фирмах, так и индивидуально.

О первом пути рассказал Михаил Успенский на примере собственной разработки – курса «Управление юридическим проектом», задача которого – научить юридическому мышлению. Этот курс включает современные информационные технологии (например, преподавание правовых дисциплин путем систематизации в виде инфографики), а также все современные технологии юридической практики, применяемые крупными компаниями. Разработкой Михаила Успенского уже заинтересовался ряд вузов.

Второй путь – тоже на собственном примере – описал Кирилл Бельский, посвятив выступление опыту восхождения по карьерной лестнице от стажера до партнера адвокатского бюро. Как развить в начинающем юристе умения и навыки, которые помогут ему добиться успеха в профессии? Необходимо поручать ему небольшие, несложные дела, которые он мог бы вести самостоятельно, – это учит принимать решения и нести ответственность за их выполнение. Не следует вторгаться в его работу после того, как перед ним поставлена цель и назван способ ее достижения. Надо привить ему знания тех аспектов работы, которым не учат в вузе (оформлять процессуальные документы, вести делопроизводство и т.д.). Важно иногда давать ему поручения, не связанные непосредственно с его основной деятельностью, чтобы он мог расширять кругозор. А для того, чтобы он не терял интерес к работе, надо предоставлять ему возможность участия в знаковых делах.

Программа на перспективу
Совместный семинар юристов-практиков и преподавателей высшей школы мы провели уже второй раз. Планируем продолжить этот проект, но в несколько ином формате. Например, открыть дискуссию по вопросам преподавания теории и практического применения какой-либо правовой дисциплины. На такой семинар хотелось бы пригласить не только опытных юристов, преподавателей и студентов, но и вчерашних выпускников, чтобы они рассказали о своих первых шагах в юридической практике.

Мария ПЕТЕЛИНА,
заместитель главного редактора «АГ»