×

Рекомендации адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации

Проект одобрен НКС ФПА РФ
Материал выпуска № 24 (65) 16-31 декабря 2009 года.

РЕКОМЕНДАЦИИ АДВОКАТАМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проект одобрен НКС ФПА РФ
(решение от 25 ноября 2009 г.)

Адвокатское и журналистское сообщества привержены ценностям права и правового государства. По роду своей деятельности адвокаты призваны обеспечивать права и законные интересы граждан, а представители СМИ – право граждан на получение информации. Невозможно переоценить роль СМИ в повышении правовой культуры граждан РФ и формировании позитивного восприятия гражданами РФ принципов правового государства.

В связи с этим в отношениях адвокатов и журналистов необходимы взаимная открытость, взаимное доверие и сотрудничество.

Совет ФПА считает необходимым предложить адвокатскому сообществу следующие рекомендации, которые призваны помочь адвокатам и адвокатским образованиям строить позитивные и продуктивные отношения со СМИ.


I.  Содействие представителям СМИ в их деятельности

– Адвокату не рекомендуется отказывать представителям СМИ в предоставлении информации, составляющей публичный интерес, за исключением случаев, когда такая информация является профессиональной тайной или может повредить интересам и репутации доверителя.

– В отношениях с представителями СМИ адвокаты должны строго придерживаться норм этики, уважая право общества на получение информации.

– В случае если адвокат не может предоставить необходимую информацию в силу недостаточной компетентности в конкретном вопросе, целесообразно по возможности указать представителю СМИ более компетентный источник.

II. Слово адвоката должно быть словом права

– Адвокаты должны выступать в СМИ с позиций права.

– Адвокатам рекомендуется воздерживаться от радикальных политических заявлений и выступлений в СМИ.

– Адвокатам следует тщательно готовиться к выступлениям в СМИ: по возможности обговорить с журналистами вопросы, на которые он готов отвечать, а также предложить, чтобы окончательный текст выступления был представлен адвокату на согласование во избежание неточностей и ошибок. Желательно заранее отвести вопросы, на которые адвокат не вправе давать ответы.

– Выступая в СМИ, следует избегать односторонних трактовок событий, фактов и обстоятельств. Прежде чем высказать собственную точку зрения, необходимо точно, без политических оценок, изложить фабулу дела.

– Адвокат должен давать точную правовую оценку противозаконным и противоправным действиям, направленным против личности, ущемляющим права и свободы человека.

– В случае если нормы конкретного закона входят в противоречие с конституционными и международными нормами, закрепляющими права человека, адвокат должен выступать с точки зрения защиты прав человека.

III. Мнение адвоката должно быть взвешенным и компетентным

– Адвокат не должен допускать поверхностных и однобоких суждений. Излагая свою точку зрения, следует опираться на факты, действующие нормы закона и правоприменительную практику.

– Давая интервью, высказывая мнение на пресс-конференциях, выступая в радио-эфире или на телевидении, адвокату следует излагать свою позицию точно, ясно и кратко, чтобы она была понятна даже не подготовленным в правовом отношении людям, следует давать четкие ответы на уточняющие вопросы, касающиеся правовых аспектов.

IV. В отношениях со СМИ адвокат представляет профессиональное сообщество, но выступать от его имени может, только обладая соответствующими полномочиями

– Адвокат ограничен требованиями профессиональной этики. Выступая в СМИ, он должен давать себе отчет в том, что по его выступлению судят обо всей корпорации. Высказывая мнение по тому или иному вопросу, он должен уточнить, чье это мнение – его собственное или конкретного органа (организации), который он представляет. Адвокат вправе высказывать собственное мнение, но при этом каждый раз должен уточнять, что это его личная позиция (а не позиция всего сообщества или организации, в которой он работает).

– Адвокат не должен вводить общественность в заблуждение относительно значимости и полномочий представляемого им органа, организации, профессионального образования.

– Общественные и профессиональные адвокатские организации, предоставляя информацию СМИ, должны указывать свое правовое и организационное положение, а также численный состав.

V. Использование СМИ в профессиональных целях допускается только в рамках общих правил профессиональной этики

– Донося до СМИ информацию по конкретным делам о судебных спорах организаций и граждан, следственных и иных процессуальных действиях, адвокат должен руководствоваться презумпцией невиновности, не допускать необоснованных, не подкрепленных точными фактами и материалами дела суждений и умозаключений, соблюдать тайну следствия и адвокатскую тайну (в том числе, если речь идет о его процессуальных противниках).

VI. Безусловное соблюдение норм авторского права

– Рассылка одного и того же материала в разные издания является не этичной. Обращаться в несколько изданий с одним и тем же материалом следует либо с разрешения редакции, которой первоначально предложен материал, либо в рамках пресс-конференции.

– Использование адвокатом творческих способностей представителей СМИ или литературных работников без указания их авторства или соавторства для создания собственных произведений является неэтичным.

– Адвокат должен являться эталоном с точки зрения соблюдения норм авторского права и авторской этики.

VII. Использование СМИ в рекламных целях не допускается

– Предоставляя СМИ информацию о выполнении своих профессиональных обязанностей, адвокат должен избегать саморекламы. Обращение к СМИ с целью рассказать о случаях из практики, прецедентных делах или ответить на вопросы граждан – оптимальный вариант сотрудничества с масс-медиа и представления адвоката в СМИ.

– Информирование о деятельности адвоката и организации, в которой он состоит, допускается в справочных и информационных изданиях, на официальных интернет-сайтах.

– При характеристике адвокатов и адвокатских образований, их услуг и достижений следует избегать сравнений с другими адвокатами и адвокатскими образованиями (в том числе с использованием сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий лучший, лучше, самый хороший) и негативных оценок их деятельности.

– Адвокат может выступать в СМИ как специалист в области права, за исключением случаев, когда само СМИ обращается к нему как интересному собеседнику или носителю иной, не связанной с правом информации.

VIII. Публичное высказывание о внутренних проблемах сообщества неэтично

– Адвокаты должны воздерживаться от высказываний относительно внутренних проблем сообщества в СМИ, рассчитанных на широкую аудиторию. Постановка таких проблем уместна лишь в корпоративных и специальных средствах массовой информации.

– Адвокат должен придерживаться правила: о коллегах на публике – либо хорошо, либо ничего. Подрыв авторитета члена сообщества, даже если тот является процессуальным противником, противоречит нормам профессиональной этики.

От редакции
По решению Научно-консультативного совета проект рекомендаций выноситсяна обсуждение адвокатского сообщества. Замечания и предложения просимприсылать в редакцию на адрес: advgazeta@mail.ru.


"АГ" № 24, 2009