×

Сми как зеркало адвокатуры

Журналисты работают по законам жанра, а адвокаты законов не знают
Материал выпуска № 24 (65) 16-31 декабря 2009 года.

СМИ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

Журналисты работают по законам жанра, а адвокаты законов не знают

Как мы сообщили в № 23 (064), 25 ноября состоялось заседание Научно-консультативного совета ФПА РФ, на котором был одобрен проект рекомендаций для адвокатов по взаимодействию со средствами массовой информации. Необходимость подготовки этого документа вызвана тем, что многие члены адвокатского сообщества, не умеющие правильно выстраивать отношения со СМИ, не только наносят ущерб собственной профессиональной репутации, но и бросают тень на корпорацию в целом.

В заседании участвовали президент ФПА РФ Е.В. Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Ю.С. Пилипенко, Г.М. Резник и Г.К. Шаров, заместитель президента ФПА РФ, президент Гильдии российских адвокатов Г.Б. Мирзоев, директор Института адвокатуры МГЮА С.И. Володина, журналисты – представители центральных СМИ и правовых изданий, в том числе адвокатских, руководители и сотрудники пресс-служб, интернет-порталов, телеканала «Закон-ТВ». Вел заседание заместитель председателя НКС профессор В.В. Лазарев.

Однозначно ответить на вопрос о том, как выглядят сегодня адвокаты и адвокатура в СМИ, непросто. Картина достаточно пестрая – представления об адвокатуре как об одном из важнейших институтов гражданского общества она не дает. А ведь именно СМИ играют решающую роль в формировании общественного мнения.

В начале заседания обозреватель «Новой газеты» Леонид Никитинский предупредил возможный упрек в адрес журналистов: «Адвокатура загрязнена рвачеством, мошенничеством – такой информации очень много, и сделать из этого конфетку трудно».

Но адвокаты не стремятся идеализировать ситуацию и не призывают журналистов «сделать конфетку» из того, что для этой цели не подходит. Они признают, что не все члены корпорации соответствуют тем высоким квалификационным и этическим требованиям, которые к ним предъявляются. Однако ситуация в адвокатуре нисколько не хуже, чем в других сферах юридического сообщества.

Тем не менее в массовом сознании существует определенный стереотип – адвокат воспринимается нередко как защитник преступников, а не как защитник права и закона. Такое отношение к адвокатам и адвокатуре в целом было сформировано в советское время властью и зависимыми от нее средствами массовой информации. И преодолеть его очень сложно.

Одна из причин в том, что при общении со СМИ многие члены корпорации проявляют недобросовестность и некомпетентность. Как иначе можно оценить, например, заявление адвоката о невиновности его подзащитного, сделанное непосредственно после задержания последнего c поличным?

Адвокаты раскрывают журналистам сведения, которые составляют адвокатскую тайну, комментируют дела, в которых не принимали участия, занимаются саморекламой и т.д. Они или не знают, или просто игнорируют требования законодательства, которое четко устанавливает, какую информацию, на каком этапе и в каких пределах адвокат вправе комментировать.

А журналисты работают по законам жанра – стремятся сообщить «горячие» новости и привлечь внимание публики сенсационным материалом. При этом, как свидетельствуют материалы СМИ, ориентированных на широкую аудиторию, забота о качестве информации и проверка ее источников очень часто отходят на второй план. Большинство журналистов очень слабо ориентируются в правовых вопросах, допускают неточности и ошибки. Поэтому главный редактор телеканала «Закон-ТВ», член правления АЮР Сергей Завриев призвал адвокатов активнее выступать в правовых средствах массовой информации, с которыми сотрудничают журналисты, компетентные в этой сфере.

Совместить требования нормативных правовых актов и специфику жанра – сложная задача, и решить ее можно лишь общими усилиями адвокатов и журналистов. Участники заседания выразили готовность к сотрудничеству, которое должно строиться на основе взаимного уважения и соблюдения этических, профессиональных и правовых норм. При этом особенно важно, чтобы представители адвокатской корпорации, общаясь с журналистами, помнили о своей ответственности за качество публикуемых материалов.

Наталия АРМАНД


"АГ" № 23, 2009



Яндекс.Метрика