×
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Адвокат АП Московской области, адвокат МКА «ГРАД», кандидат юридических наук, доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Коллеги из Волгоградской области Ваграм Давтян и Евгений Кушнерук в своей заметке «Стандарт повышения квалификации: к вопросу о лицензировании» подняли исключительно важную тему, затрагивающую всю образовательную систему адвокатуры нашей страны, – как подготовку стажеров, так и повышение квалификации адвокатов.

Авторы совершенно справедливо обозначили аспекты, нуждающиеся как минимум во внимании со стороны адвокатского сообщества; они абсолютно верно отметили необходимость (и важность) соблюдения адвокатским сообществом лицензионных требований законодательства об образовании.

Читайте также
Стандарт повышения квалификации: к вопросу о лицензировании
Повышение профессионального уровня – результат образовательной деятельности?
24 Сентября 2018 Мнения

И именно в связи с тем, что учет этих требований может осложнить (пусть даже временно) осуществление процесса подготовки стажеров и повышение квалификации адвокатов, хочу подчеркнуть важность явления, традиционно присущего отечественной адвокатуре (по крайней мере, в советское время), которое до сих пор сохраняет свое значение в некоторых регионах и коллективных адвокатских образованиях.

Речь идет о таком явлении, как обмен опытом между адвокатами.

Имеющееся у меня представление о повышении квалификации адвокатов свидетельствует о том, что в чистом виде преподавание им не нужно. По крайней мере, тем адвокатам, которые посещают курсы повышения квалификации адвокатов либо в ФПА РФ (проводимые на базе РААН), либо в адвокатской палате своего региона. Чистая теория, теоретические знания по различным отраслям права им вовсе не нужны, а необходимы рекомендации по наиболее эффективному применению норм права при ведении дел той или иной категории. Разумеется, это мое частное мнение, которое не может претендовать на исключительную объективность, но оно основано на общении с коллегами как в московском регионе, так и в некоторых других регионах России.

И эта цель может быть достигнута посредством более широкого применения обмена опытом, когда адвокаты, основательно специализирующиеся на ведении дел по определенной категории, делятся с коллегами опытом ведения таких дел, своими наработками, приемами, особенностями составления и подачи тех или иных документов, примерами из собственной практики. Посещение лекций и тренингов таких адвокатов можно засчитывать в качестве часов повышения квалификации в соответствии с нормативами, установленными ФПА РФ.

Выдача сертификатов при этом представляется не столь необходимой, поскольку посещение указанных мероприятий будет фиксироваться соответствующими адвокатскими палатами. Данный факт может быть подтвержден выдачей справок о прослушанных курсах.

В настоящее время, когда все более востребованным становится онлайн-обучение, все же сохраняется заинтересованность и в очных формах получения новых знаний. Адвокатам важно не только прослушать лекцию (весьма желательно – сугубо практикоориентированного характера), но и задать вопросы, возникающие у них в связи с материалом лекции на основании их собственного опыта, поэтому «живые» лекции чрезвычайно важны и нужны, и на их посещение адвокаты готовы тратить свое время – но только в том случае, если лектор знакомит их не с теорией, а с практикой.

И в связи с этим обращение к повышению квалификации адвокатов в форме обмена опытом между адвокатами как раз позволяет наилучшим образом достичь комплекса целей. Равным образом опытные адвокаты с большим стажем адвокатской практики могут проводить и занятия для стажеров, анализируя не столько положения Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, сколько практику их применения (особенно – с учетом дисциплинарной практики конкретного региона).

Надеюсь, что обрисованная мной в этой заметке форма повышения  профессионального уровня адвокатов находится за рамками собственно образовательной деятельности, а потому не должна подпадать под действие института лицензирования с возможностью привлечения к предусмотренной законом ответственности за несоблюдение соответствующих норм законодательства – прямо относящихся к собственно образовательной деятельности.

Таким образом, при применении данной формы одновременно соблюдаются и развиваются традиции отечественной адвокатуры – что, бесспорно, важно для нашей корпорации – и одновременно обеспечивается актуальность предлагаемого материала, что крайне существенно для адвокатов, стремящихся (или вынужденных) повышать свою квалификацию.

Рассказать:
Другие мнения
Кривоколеско Ирина
Кривоколеско Ирина
Президент АП Красноярского края
Адвокат действовал профессионально
Профессиональная этика
Сомнение не исключает добросовестности
15 Марта 2019
Поляков Андрей
Поляков Андрей
Научный редактор сайта «Библиотека юридических редкостей»
Непрофессионализм адвоката
Профессиональная этика
Без доказательств защита недопустима
15 Марта 2019
Масленникова Лариса
Масленникова Лариса
Д.ю.н., профессор кафедры уголовно-процессуального права МГЮА им. О.Е. Кутафина
Дело не в стандартах, а в навыках 
Стандарты адвокатской деятельности
Об оказании квалифицированной помощи потерпевшему от преступления
15 Марта 2019
Анисимов Валерий
Анисимов Валерий
Президент АП Ханты-Мансийского автономного округа
Дополнительные аргументы
Стандарты адвокатской деятельности
В продолжение дискуссии об участии адвокатов в суде присяжных
15 Марта 2019
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Адвокат, член Совета АП Белгородской области
В интересах подзащитного
Участие в судопроизводстве по назначению
Желание качественно защитить не может быть избыточным
15 Марта 2019
Шавин Василий
Шавин Василий
Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н.
Адвокаты могут самостоятельно определить темы, формы и виды обучения
Повышение квалификации
Критические замечания к проектам Стандарта повышения квалификации
05 Марта 2019