×

Банкротство адвокатов в Японии

Адвокат, выступающий в качестве управляющего, берет на себя обязанность сохранения адвокатской тайны
Минами Дзюн
Минами Дзюн
Адвокат юридической компании «Кодера и Мацуда»
Благодаря постановлению правительства Японии от 19 марта 2002 г. «О плане поддержки реформы юстиции», количество адвокатов в Японии увеличилось за 12 лет примерно в 2 раза (согласно Белой книге об адвокате, число адвокатов в 2002 г. составляло 18 838, а в 2014 г. – 35 045).

Без вмешательства государства
За этот период времени несколько адвокатов и юридических компаний были признаны банкротами. Например, юридическая компания Four Leaf, одной из специализаций которой было банкротство, сама обанкротилась в 2014 г. Она стала несостоятельной в результате применения адвокатской палатой санкции в виде прекращения статуса адвоката (президента Four Leaf) на 4 месяца по причине причастности к делу об инвестиционном мошенничестве. Общая сумма долга этой организации составляла 78 млн иен, а кредиторами были более 360 человек, большая часть которых являлись потребителями юридических услуг этой компании.

Статьи 7, 11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяют круг уполномоченных органов, которые обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В японском законодательстве о банкротстве муниципальные или государственные органы не являются уполномоченными органами, имеющими право быть заявителями в деле о банкротстве. Такими полномочиями наделены банки, кредитные организации, страховые компании, брокерские фирмы, организации рыбной и сельскохозяйственной отраслей. Таким образом, в Японии государство редко вмешивается в работу организаций, юридических фирм, в том числе и адвокатов, путем подачи заявления о признании банкротом. Поэтому актуального вопроса о разглашении перед государством адвокатской тайны в период банкротства юридической фирмы или адвоката не возникает.

Управляющего утверждает суд
В отличие от российского, японское законодательство не предусматривает института арбитражных управляющих как такового. В нем не содержится условий для квалификации управляющего и требований к нему. В Японии управляющего утверждает суд. Теоретически управляющим может стать любой человек, но на практике суд всегда назначает управляющего из числа адвокатов, исходя из того, что он должен быть хорошо знаком с юридической процедурой банкротства.

Поэтому в случае банкротства юридической компании или адвоката именно адвокат проверяет сделки, документы и финансовые отношения с клиентами банкротящейся юридической фирмы или банкротящегося адвоката. И в таком случае адвокат, выступающий в качестве управляющего, берет на себя обязанность сохранять адвокатскую тайну (ст. 23 Закона об адвокатах).

Понятно, что в ходе банкротства управляющему становится доступной информация обо всех кредиторах организации или адвоката, финансовом состоянии должника (юридической фирмы или адвоката), ему предоставляются все сведения о клиентах банкрота, поскольку они же являются кредиторами, и по необходимости иногда приходится выяснять содержание дел клиентов. Во избежание конфликта интересов адвоката-управляющего и банкротящегося адвоката, а также для исключения возможности разглашения адвокатской тайны на практике в случае предположения о возникновении подобной проблемы суд может юридически и фактически предписать управляющему (ст. 91 Закона о банкротстве) найти других адвокатов, которые смогут принять дела банкротящегося адвоката. Благодаря этому опасность утечки сведений, составляющих адвокатскую тайну, со стороны управляющего сводится к минимуму.

В Законе об адвокатах предусмотрена обязанность адвоката сохранять адвокатскую тайну во всех сферах деятельности. Если адвокат (в том числе управляющий) нарушил эту обязанность, по требованию заявителей адвокатская палата может применить к нему меру дисциплинарной ответственности в виде следующих санкций: предупреждения, временного прекращения статуса (не больше чем на 2 года), исключения из палаты (из адвокатского образования), лишения статуса на 3 года (ст. 57 Закона об адвокатах).

Поскольку в Японии адвокат не может осуществлять адвокатскую деятельность без регистрации и участия в адвокатской палате (в адвокатском образовании) в соответствии со ст. 8, 9 Закона об адвокатах, исключение из палаты как санкция на практике имеет значительные последствия (адвокатской деятельностью в Японии занимаются только адвокаты. Другими словами, юрист не может быть представителем клиентов).

Удержать доверие клиентов
Банкротство само по себе может быть рассмотрено в качестве «плохого поступка» и стать причиной санкции в отношении адвоката (п. 1 ст. 56 Закона об адвокатах). Однако это происходит редко, поскольку, как и в случае с компанией Four Leaf, обычно на адвоката сначала налагается санкция палаты за какое-либо правонарушение, которая может привести к банкротству. В такой ситуации дополнительных санкций не требуется.

Несмотря на это, в ст. 7 Закона об адвокатах одной из причин лишения адвокатского статуса является банкротство. Вследствие этого адвокатская палата может лишить статуса адвоката, который обанкротился, а для возобновления своего статуса ему будет необходимо получить признание судом факта восстановления платежеспособности.

По моему мнению, на данный момент в Японии нет серьезных проблем, касающихся банкротства юридических фирм и адвокатов, в том числе и в связи с адвокатской деятельностью. Это обусловлено эффективной функцией самоочищения японской адвокатской палаты. Тем не менее, если случаев банкротства адвокатов (юридических компаний) в будущем станет больше, то я не уверен, что мы сможем удержать доверие клиентов к адвокатам. Полагаю, мы должны начать дискуссию, обобщить практику, более детально изучить эту проблему и подготовить новые юридические нормы для защиты интересов как клиентов, так и адвокатской профессии.

Рассказать:
Другие мнения
Зайцев Владимир
Зайцев Владимир
Адвокат АП Алтайского края, председатель Первой коллегии адвокатов Алтайского края
Правозащита VS правоохрана
Защита прав адвокатов
Объективные и субъективные причины противостояния и совершенствование регулирования
12 ноября 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета
Права адвоката не могут быть ограничены произвольными требованиями правоохранительных органов
Защита прав адвокатов
Суд поддержал доводы, изложенные в заключении АП КК
18 октября 2024
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
От Дня российской адвокатуры – к Международному Дню адвоката
Адвокатура, государство, общество
Профессиональный праздник стоит установить и на международном уровне
15 октября 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат ПА Нижегородской области (Адвокатский кабинет), к.филос.н., доцент
Спорные аспекты специализации
Правовые вопросы статуса адвоката
Почему тезисы о закреплении контролируемой адвокатской специализации представляются неоднозначными: 10 доводов
04 октября 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
В конкретных узких целях уголовного судопроизводства
Правовые вопросы статуса адвоката
Положительная тенденция в вопросе реализации адвокатами их статусных прав
01 октября 2024
Андреева Ольга
Андреева Ольга
Адвокат АП Воронежской области, Воронежская областная коллегия адвокатов, Филиал «Адвокатская контора “Маклаков, Сенцов и партнеры”»
Реализация статусных прав адвоката в уголовном процессе
Правовые вопросы статуса адвоката
Нормативное регулирование, опрос, запрос, заключение специалиста
01 октября 2024
Яндекс.Метрика