×

Госконтроль по новым правилам

Во взаимоотношениях контрольных органов и контролируемых лиц формируется новая «система координат»
Фесько Дмитрий
Фесько Дмитрий
Партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров) Alliance Legal CG, руководитель практики инвестиционного и налогового права

Сегодня перед юридической наукой стоит масштабная задача – осмысление хода и результатов реформы государственного контроля и надзора, осуществляемой в соответствии с федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил с силу 1 июля 2021 г., далее – Закон № 248-ФЗ) и № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (действует с 1 ноября 2020 г.).

Читайте также
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности предполагается масштабная ревизия НПА
Для этого предлагается ввести понятие обязательных требований нормативно-правовых актов и механизм оценки их применения, основанный на законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости, предсказуемости и исполнимости
05 Декабря 2019 Новости

Реформа призвана повысить эффективность контрольной (надзорной) деятельности, освободить граждан и организации от чрезмерного административного давления, гарантировать им их права и законные интересы. Эффективность деятельности государства оценивается с точки зрения не широты охвата контролируемых им сфер, а реального соблюдения общественных интересов, действенности политических и правовых механизмов в стране.

В связи с этим Закон № 248-ФЗ – с позиций как обеспечения прав контролируемых лиц, так и организации системы госконтроля (надзора) в стране – является прорывным.

Сохраняя преемственность с действующими законодательными нормами, он содержит также ряд принципиальных положений, позволяющих говорить о новой системе координат во взаимоотношениях контрольных (надзорных) органов и контролируемых лиц. По сути, с вступлением в силу данного Закона заработает реформа системы государственного контроля (надзора), которая приведет к существенному сокращению давления на бизнес и сужению границ субъективного усмотрения контролеров.

Новый Закон – и это принципиально отличает его от предыдущих (в частности, Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ) – рассматривает признание, соблюдение и защиту прав контролируемых лиц (всех граждан и организаций) как важнейшую обязанность контрольных (надзорных) органов (ст. 10, 29).

Очень важно положение Закона № 248-ФЗ о приоритете профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) действиям. Перечь профилактических мер довольно широк (ст. 45 Закона закрепляет виды таких мероприятий. Это, в частности, информирование, самообследование, консультирование, профилактический визит, обобщение правоприменительной практики).

Усиление гарантий прав проверяемых лиц прослеживается и в новых упредительных мерах, таких как стимулирование добросовестности (ст. 48 Закона № 248-ФЗ).

Для объективности и достоверности госконтроля (надзора) крайне важно введение негосударственных механизмов стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц.

Весьма существенным для соблюдения законных интересов бизнеса является установление исчерпывающего перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий и подробных правил их проведения. Данный подход в значительной мере сужает поле для административного усмотрения инспекторов.

Закон № 248-ФЗ ориентирован на новые в контрольной (надзорной) деятельности технологии, включая электронное взаимодействие, которые также сужают возможности коррупционных действий. Снижение интенсивности административной нагрузки на проверяемую сторону будет достигнуто за счет сокращения количества выездных проверок, которые будут проводиться лишь в исключительных случаях (ч. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ)

Кроме того, дополнен перечень обязанностей контрольных (надзорных) органов по отношению к контролируемым лицам. В частности, при организации и осуществлении госконтроля (надзора) запрещаются принятие решений и совершение действий (бездействие), унижающих достоинство личности либо умаляющих деловую репутацию организации и индивидуального предпринимателя (ч. 4 ст. 10 Закона).

В заключение добавлю, что Закон № 248-ФЗ, безусловно, является шагом к созданию грамотного и понятного законодательства, регулирующего сферу контроля (надзора). Он направлен на усиление эффективности системы госконтроля, снижение рисков ведения бизнеса и иной деятельности, а также на повышение защищенности прав граждан и организаций, с одной стороны, и интересов государства – с другой.

Вместе с тем система законодательных гарантий прав граждан и организаций при осуществлении госконтроля объективно нуждается в развитии, и не только потому, что Закон № 248-ФЗ по-прежнему не содержит ряда гарантий, необходимых для должного обеспечения прав контролируемых лиц, но и в связи с новыми социально-правовыми реалиями, видоизменяющими характер и технологии контрольной (надзорной) деятельности. К числу таких реалий относятся, в частности, условия пандемии, потребовавшие введения режима повышенной готовности на довольно долгий период.

Рассказать:
Другие мнения
Краснова Мария
Краснова Мария
Руководитель практики страхования АБ КИАП
Страхование строительно-монтажных рисков
Страховое право
Опровержение мифа о страховании «от всех рисков»
02 Августа 2022
Авдеева Екатерина
Авдеева Екатерина
Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловая Россия», адвокат АП г. Москвы
Условия содержания под стражей: тенденции к улучшению
Уголовно-исполнительное право
О новых вступивших в силу правилах внутреннего распорядка СИЗО и пенитенциарных учреждений
29 Июля 2022
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Укрепление защиты семьи путем защиты родительства
Семейное право
Проект поправок в Семейный кодекс требует широкого обсуждения
28 Июля 2022
Осипова Светлана
Осипова Светлана
Партнер Osipov Legal
Временные, но необходимые меры
Гражданское право и процесс
Основные законодательные изменения в области валютного регулирования и ВЭД
27 Июля 2022
Постникова Мария
Постникова Мария
Адвокат АП Челябинской области, КА «Авангард» г. Челябинска
Изменение запретов при домашнем аресте
Уголовное право и процесс
Допустимо ли произвольное изменение порядка исполнения постановления суда об избрании меры пресечения?
18 Июля 2022
Лапшина Анна
Лапшина Анна
Юрист практики IP и IT BIRCH LEGAL
Параллельный импорт: норма временная и не для всех товаров
Право интеллектуальной собственности
Особенности применения закона о легализации параллельного импорта в России
13 Июля 2022
Яндекс.Метрика