×

Госконтроль по новым правилам

Во взаимоотношениях контрольных органов и контролируемых лиц формируется новая «система координат»
Фесько Дмитрий
Фесько Дмитрий
Партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров) Alliance Legal CG, руководитель практики инвестиционного и налогового права

Сегодня перед юридической наукой стоит масштабная задача – осмысление хода и результатов реформы государственного контроля и надзора, осуществляемой в соответствии с федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил с силу 1 июля 2021 г., далее – Закон № 248-ФЗ) и № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (действует с 1 ноября 2020 г.).

Читайте также
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности предполагается масштабная ревизия НПА
Для этого предлагается ввести понятие обязательных требований нормативно-правовых актов и механизм оценки их применения, основанный на законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости, предсказуемости и исполнимости
05 декабря 2019 Новости

Реформа призвана повысить эффективность контрольной (надзорной) деятельности, освободить граждан и организации от чрезмерного административного давления, гарантировать им их права и законные интересы. Эффективность деятельности государства оценивается с точки зрения не широты охвата контролируемых им сфер, а реального соблюдения общественных интересов, действенности политических и правовых механизмов в стране.

В связи с этим Закон № 248-ФЗ – с позиций как обеспечения прав контролируемых лиц, так и организации системы госконтроля (надзора) в стране – является прорывным.

Сохраняя преемственность с действующими законодательными нормами, он содержит также ряд принципиальных положений, позволяющих говорить о новой системе координат во взаимоотношениях контрольных (надзорных) органов и контролируемых лиц. По сути, с вступлением в силу данного Закона заработает реформа системы государственного контроля (надзора), которая приведет к существенному сокращению давления на бизнес и сужению границ субъективного усмотрения контролеров.

Новый Закон – и это принципиально отличает его от предыдущих (в частности, Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ) – рассматривает признание, соблюдение и защиту прав контролируемых лиц (всех граждан и организаций) как важнейшую обязанность контрольных (надзорных) органов (ст. 10, 29).

Очень важно положение Закона № 248-ФЗ о приоритете профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) действиям. Перечь профилактических мер довольно широк (ст. 45 Закона закрепляет виды таких мероприятий. Это, в частности, информирование, самообследование, консультирование, профилактический визит, обобщение правоприменительной практики).

Усиление гарантий прав проверяемых лиц прослеживается и в новых упредительных мерах, таких как стимулирование добросовестности (ст. 48 Закона № 248-ФЗ).

Для объективности и достоверности госконтроля (надзора) крайне важно введение негосударственных механизмов стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц.

Весьма существенным для соблюдения законных интересов бизнеса является установление исчерпывающего перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий и подробных правил их проведения. Данный подход в значительной мере сужает поле для административного усмотрения инспекторов.

Закон № 248-ФЗ ориентирован на новые в контрольной (надзорной) деятельности технологии, включая электронное взаимодействие, которые также сужают возможности коррупционных действий. Снижение интенсивности административной нагрузки на проверяемую сторону будет достигнуто за счет сокращения количества выездных проверок, которые будут проводиться лишь в исключительных случаях (ч. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ)

Кроме того, дополнен перечень обязанностей контрольных (надзорных) органов по отношению к контролируемым лицам. В частности, при организации и осуществлении госконтроля (надзора) запрещаются принятие решений и совершение действий (бездействие), унижающих достоинство личности либо умаляющих деловую репутацию организации и индивидуального предпринимателя (ч. 4 ст. 10 Закона).

В заключение добавлю, что Закон № 248-ФЗ, безусловно, является шагом к созданию грамотного и понятного законодательства, регулирующего сферу контроля (надзора). Он направлен на усиление эффективности системы госконтроля, снижение рисков ведения бизнеса и иной деятельности, а также на повышение защищенности прав граждан и организаций, с одной стороны, и интересов государства – с другой.

Вместе с тем система законодательных гарантий прав граждан и организаций при осуществлении госконтроля объективно нуждается в развитии, и не только потому, что Закон № 248-ФЗ по-прежнему не содержит ряда гарантий, необходимых для должного обеспечения прав контролируемых лиц, но и в связи с новыми социально-правовыми реалиями, видоизменяющими характер и технологии контрольной (надзорной) деятельности. К числу таких реалий относятся, в частности, условия пандемии, потребовавшие введения режима повышенной готовности на довольно долгий период.

Рассказать:
Другие мнения
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Яндекс.Метрика