В мае в Госдуму внесен проект поправок в ст. 27 АПК РФ (законопроект № 635615-8), который может кардинально изменить подход к рассмотрению экономических споров с участием самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. Инициатива предусматривает включение самозанятых и ИП в перечень лиц, споры с которыми подведомственны арбитражным судам.
Законопроект направлен на изменение ст. 27 АПК с целью установления подведомственности арбитражным судам экономических споров с участием самозанятых граждан и ИП, даже если на момент обращения за судебной защитой они указанные статусы прекратили. Данное предложение призвано устранить неопределенность в вопросе подведомственности таких споров и обеспечить единообразие судебной практики.
Основная цель законопроекта – передать рассмотрение всех экономических споров – независимо от статуса участников – в подведомственность арбитражных судов, которые специализируются на подобных делах и обладают необходимыми знаниями и опытом для их разрешения. Это, по замыслу законодателя, позволит избежать ошибок при принятии судебных решений, а также упростить бизнесу процесс судебной защиты за счет использования технико-процессуального инструментария, доступного в арбитражном судопроизводстве, – такого, в частности, как подача исков и ознакомление с материалами дела в электронном виде, а также участие в судебных заседаниях в онлайн-формате.
Кроме того, законопроект направлен на устранение неопределенности в вопросе подведомственности таких споров и обеспечение более эффективного и квалифицированного их разрешения. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что экономический характер спора остается неизменным, даже если статус одной из сторон изменится, что делает критерий субъектности состава спора формальным.
Эксперты в комментариях к законопроекту отметили, что экономические и корпоративные споры требуют от судов особых знаний и опыта, которыми как раз обладают арбитражные суды. Передача таких дел в подведомственность арбитражных судов позволит избежать ошибок при принятии решений и будет способствовать формированию единообразной, устойчивой правоприменительной практики.
Законодательная инициатива также встретила поддержку бизнес-сообщества, поскольку арбитражные суды предоставляют более широкий спектр технико-процессуальных инструментов, которые делают процесс судебной защиты более удобным и целесообразным для предпринимателей.
Принятие указанных поправок может значительно повысить эффективность работы судебной системы России и укрепить степень судебной защиты экономических прав граждан. Таким образом, законопроект № 635615-8, на мой взгляд, является актуальным и важным нововведением, направленным на совершенствование судопроизводства в предпринимательской сфере.
Можно назвать следующие положительные последствия принятия поправок в ст. 27 АПК в представленной на рассмотрение Госдумы редакции:
- устранение неопределенности в вопросе подведомственности экономических споров с участием самозанятых и ИП, что будет способствовать более четкому и предсказуемому правоприменению;
- специализация судов (арбитражные суды, специализирующиеся на экономических спорах, будут рассматривать дела с участием самозанятых и ИП, что повысит вероятность вынесения более квалифицированных и обоснованных решений);
- экономические и корпоративные споры требуют специальных знаний и опыта, которыми арбитражные суды обладают в силу их специфики, обеспечивая тем самым более эффективное разрешение таких споров;
- единообразие судебной практики, важное для стабильности и предсказуемости правовой системы;
- самозанятым и ИП будет удобнее защищать свои права в арбитражных судах благодаря их технико-процессуальному инструментарию;
- четкие правила подведомственности способствуют повышению как эффективности работы судебной системы, так и уровня судебной защиты граждан и организаций.
Эти положительные аспекты отражают общую тенденцию улучшения правовой среды для экономической деятельности в России.
Существенных отрицательных последствий принятия законопроекта в представленной редакции не прогнозируется. Тем не менее, можно предположить, что потенциальным «минусом» может стать увеличение нагрузки на арбитражные суды из-за расширения их компетенции, что способно привести к увеличению сроков рассмотрения дел и потребовать дополнительных ресурсов для обработки возросшего количества дел. Кроме того, изменения могут потребовать дополнительного обучения и подготовки судей для работы с новыми категориями дел. Но эти издержки в целом незначительны, а польза от данного нововведения очевидна.
Стоит отметить, что в настоящее время самозанятые граждане не входят в перечень лиц, с участием которых согласно ч. 2 ст. 27 АПК арбитражные суды разрешают экономические, хозяйственные споры и иные дела. Также в перечень лиц, имеющих право на рассмотрение споров с их участием в арбитражных судах, пока не включены граждане, прекратившие статус ИП или самозанятого.