Законопроект, расширяющий права сотрудников ФСИН на применение силы к заключенным, потенциально вреден, в первую очередь, из-за того, что предоставит возможность применять силу непропорционально, в ряде ситуаций произвольно. При этом даже принцип причинения наименьшего вреда в законопроекте упразднен.
Вообще, крайне удивлен самим фактом появления этого законопроекта. Достаточно часто общаюсь с представителями руководства ФСИН и ни разу от них не слышал, что они собираются что-то ужесточать, параллельно при этом отменяя существующие контрольные механизмы. Например, обязательное уведомление прокурора о применении физической силы и спецсредств к заключенному.
Точно знаю, что заместители директора ФСИН Геннадия Корниенко очень много ездят по расположенным в регионах колониям и прекрасно понимают, что одна из бед ФСИН – отдаленность исправительных учреждений от цивилизации и что всякий контроль – и ведомственный, и прокурорский, и общественный – в большинстве мест заключения затруднен как раз в связи с удаленностью этих колоний. Неоднократно слышал позицию руководства ФСИН о том, что все независимые контрольные механизмы, в том числе ОНК (Общественная наблюдательная комиссия), нужно всячески поощрять и развивать, что нужно открывать колонии для разных внешних добросовестных сил. Поэтому причина, по которой появился этот странный законопроект, мне совершенно не ясна. Складывается впечатление, что его писали люди, не имеющие ни малейшего представления о специфике работы исправительных учреждений.
Представляется, что принятие данного законопроекта может повлечь за собой серьезные злоупотребления со стороны сотрудников ФСИН. Стоит отметить, что ни один правоохранитель и раньше не нес ответственности, если причинил какие-то повреждения в случае правомерного применения физической силы, спецсредств или оружия. Полицейские ходят с огнестрельным оружием, имеют право выстрелить или даже убить в определенных ситуациях. И в определенных ситуациях применение этого оружие будет признано правомерным. Другое дело, что эти ситуации должны быть четко регламентированы. В данном же законопроекте как раз сделан шаг в сторону от более четкого определения, ситуация станет более размытой. Кроме того, если сейчас существует принцип, согласно которому в любом случае сотрудник ФСИН должен стремиться причинить минимальный вред, то в случае законопроекта этого принципа больше не будет. То есть вместо того, чтобы обойтись ударом дубинкой, будет применяться электрошокер, от которого у заключенного может случиться инфаркт с летальным исходом. И надзиратель за это не будет отвечать, потому что применение электрошокера было правомерным, а цели причинить смерть у сотрудника не было. Его совершенно точно оправдают в этой ситуации. Потому что он действовал в рамках существующего законодательства.
Данный законопроект не предписывает сотрудникам администрации применять избыточное насилие, однако он даст им такую возможность. Это означает, что в тех колониях, где работают люди с садистскими наклонностями, не умеющие по-другому работать с осужденными, им дается таким образом карт-бланш, для того чтобы они могли махать дубинкой.
Вообще, крайне удивлен самим фактом появления этого законопроекта. Достаточно часто общаюсь с представителями руководства ФСИН и ни разу от них не слышал, что они собираются что-то ужесточать, параллельно при этом отменяя существующие контрольные механизмы. Например, обязательное уведомление прокурора о применении физической силы и спецсредств к заключенному.
Точно знаю, что заместители директора ФСИН Геннадия Корниенко очень много ездят по расположенным в регионах колониям и прекрасно понимают, что одна из бед ФСИН – отдаленность исправительных учреждений от цивилизации и что всякий контроль – и ведомственный, и прокурорский, и общественный – в большинстве мест заключения затруднен как раз в связи с удаленностью этих колоний. Неоднократно слышал позицию руководства ФСИН о том, что все независимые контрольные механизмы, в том числе ОНК (Общественная наблюдательная комиссия), нужно всячески поощрять и развивать, что нужно открывать колонии для разных внешних добросовестных сил. Поэтому причина, по которой появился этот странный законопроект, мне совершенно не ясна. Складывается впечатление, что его писали люди, не имеющие ни малейшего представления о специфике работы исправительных учреждений.
Представляется, что принятие данного законопроекта может повлечь за собой серьезные злоупотребления со стороны сотрудников ФСИН. Стоит отметить, что ни один правоохранитель и раньше не нес ответственности, если причинил какие-то повреждения в случае правомерного применения физической силы, спецсредств или оружия. Полицейские ходят с огнестрельным оружием, имеют право выстрелить или даже убить в определенных ситуациях. И в определенных ситуациях применение этого оружие будет признано правомерным. Другое дело, что эти ситуации должны быть четко регламентированы. В данном же законопроекте как раз сделан шаг в сторону от более четкого определения, ситуация станет более размытой. Кроме того, если сейчас существует принцип, согласно которому в любом случае сотрудник ФСИН должен стремиться причинить минимальный вред, то в случае законопроекта этого принципа больше не будет. То есть вместо того, чтобы обойтись ударом дубинкой, будет применяться электрошокер, от которого у заключенного может случиться инфаркт с летальным исходом. И надзиратель за это не будет отвечать, потому что применение электрошокера было правомерным, а цели причинить смерть у сотрудника не было. Его совершенно точно оправдают в этой ситуации. Потому что он действовал в рамках существующего законодательства.
Данный законопроект не предписывает сотрудникам администрации применять избыточное насилие, однако он даст им такую возможность. Это означает, что в тех колониях, где работают люди с садистскими наклонностями, не умеющие по-другому работать с осужденными, им дается таким образом карт-бланш, для того чтобы они могли махать дубинкой.