×

Изменения в правовом регулировании земель с особыми условиями использования территорий

«Плюсы» и «минусы» вступивших в действие новелл
Остапчук Павел
Остапчук Павел
Адвокат АП Санкт-Петербурга, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»

В канун 2025 г. вступили в силу предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 485-ФЗ (далее – Закон № 485-ФЗ) многочисленные изменения, внесенные в Земельный и Градостроительный кодексы, а также в законодательство об охране объектов культурного наследия1 (далее – Закон № 73-ФЗ) и в иные нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).

В частности, изменены требования к установлению ЗОУИТ, их перечень, изложенный в ст. 105 ЗК РФ, последствия установления ЗОУИТ и многое другое.

Согласно пояснительной записке к законопроекту № 367889-8 одной из ключевых целей поправок было исключение из перечня ЗОУИТ территорий (зон), не устанавливающих ограничений прав на землю и иные объекты недвижимости, а регулирующих иные правоотношения (к таким были отнесены «зона наблюдения», «зона безопасности»), а также зон с «незначительными ограничениями» (в том числе придорожные полосы для автомобильных дорог 4 и 5 категории). Кроме того, законопроект был направлен на достижение положительных результатов в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности, в том числе на преодоление и отмену избыточных процедур в строительстве (в частности, было предложено исключить необходимость установления ЗОУИТ в момент получения застройщиком разрешения на строительство, а в отношении строящихся объектов ввести обязанность по установлению ЗОУИТ уже после ввода объекта в эксплуатацию).

Новеллой законодательства в части урегулирования ЗОУИТ являются положения о возможности внесудебного разрешения споров о сносе объектов капитального строительства (ОКС) и о законности постройки таких объектов, в том числе путем заключения соглашения между правообладателем ОКС и объектом, для размещения которого устанавливается ЗОУИТ, предусматривающим, что сторонами соглашения могут быть реализованы технические и (или) технологические решения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию ОКС.

Изменения, в частности, затронули ряд кодифицированных актов и федеральных законов. Рассмотрим их подробнее.

Земельный кодекс

Наиболее масштабным изменениям подвергся Земельный кодекс.

Во-первых, из перечня ЗОУИТ исключены зона наблюдения и зона безопасности (п. 21 и 22 ст. 105 ЗК РФ), охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена (п. 27 ст. 105); при этом охранная зона трубопроводов (п. 6 ст. 105) дополнена указанием на отнесение к ней трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа.

Во-вторых, при утверждении Правительством РФ положения о ЗОУИТ в порядке, предусмотренном ст. 106 ЗК, в дополнение к ранее закрепленным требованиям к содержанию такого положения добавлено указание на необходимость определения в нем срока, в течение которого в связи со строительством, реконструкцией объекта должна быть установлена или изменена ЗОУИТ. Указанный срок не может превышать 12 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию. Если для строительства/реконструкции ОКС разрешение на строительство или разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется – 12 месяцев со дня завершения строительных работ.

Применительно к ЗОУИТ в отношении придорожных полос автодорог Правительство РФ в соответствующем положении о ЗОУИТ также должно определить порядок получения согласования, предусмотренного п. 3 ст. 106 ЗК, в том числе перечень документов для получения согласования, перечень заинтересованных лиц, по заявлениям которых может быть получено такое согласование, срок рассмотрения заявления о получении согласования, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании и порядок досудебного обжалования такого отказа.

В-третьих, застройщику, осуществляющему строительство или реконструкцию ОКС, для размещения которого в силу законодательства не требуется разрешение на строительство и в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, теперь не нужно обращаться в уполномоченный орган с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ. Данное правило не распространяется на случаи, когда строительство/реконструкция ОКС осуществляется на основании разрешения на строительство (п. 13, 16 ст. 106 ЗК).

В-четвертых, перечень последствий установления, изменения или прекращения ЗОУИТ (ст. 107 ЗК) дополнен следующим случаем: если установление или изменение ЗОУИТ (кроме санитарно-защитных зон) приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем ОКС, правообладателем такого участка и (или) расположенного на нем объекта может быть заключено соглашение с правообладателем объекта недвижимости, в отношении которого установлена ЗОУИТ, предусматривающее осуществление за счет сторон такого соглашения мероприятий (в том числе функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических), направленных на обеспечение возможности использования участка и (или) расположенного на нем ОКС. При этом подобные мероприятия могут проводиться как применительно к объекту, в отношении которого установлена ЗОУИТ, так и объекту, расположенному в границах ЗОУИТ, и могут предусматривать реконструкцию, капремонт в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Следует учитывать, что приведенное правило не распространяется на ОКС, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо о ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Особого внимания заслуживает и то, что из общих последствий установления, изменения или прекращения ЗОУИТ выведены случаи (ограничения), когда в границах такой зоны размещены объекты культурного наследия, на которые правила п. 1, 4, 5 и 7 ст. 107 ЗК могут не распространяться в силу Закона № 73-ФЗ.

Градостроительный кодекс

В ГрК РФ также внесен ряд значительных изменений.

В частности, действующие в отношении правил землепользования и застройки (ПЗЗ) положения, ранее установленные только для приаэродромной территории (один из видов ЗОУИТ), теперь действуют для всех перечисленных в ЗК ЗОУИТ (ч. 7 и 8 ст. 30, ч. 3 и 3.1 ст. 31, ч. 8 ст. 40 ГрК). Так, если в предыдущей редакции Градостроительного кодекса утвержденные ПЗЗ не применялись в части, противоречащей ограничениям использования участков и расположенных на них ОКС в случае их попадания в границы приаэродромной территории при наличии соответствующей коллизии, после внесения изменений указанное правило действует в отношении любой ЗОУИТ. Срок на приведение ПЗЗ в соответствие с любой ЗОУИТ, а не только в отношении приаэродромной территории, также составляет 6 месяцев.

С учетом указанных изменений унифицированы и иные положения. В частности, ранее выделенное в ч. 3 ст. 51 ГрК в качестве самостоятельного основания, не допускающего выдачу разрешения на строительство, несоответствие проектной документации ОКС ограничениям использования в границах приаэродромной территории исключено (т.е. с учетом совокупного толкования законодательства запрет на выдачу разрешения на строительство установлен в случае противоречия проектной документации при нахождении планируемого к строительству ОКС в любой из зон ЗОУИТ положению о ЗОУИТ).

Закон об объектах культурного наследия

Изменения также затронули законодательство об охране объектов культурного наследия.

Так, ст. 34 Закона № 73-ФЗ дополнена п. 2.1, согласно которому со дня установления или изменения зоны охраны объектов культурного наследия (также ЗОУИТ), независимо от ограничений для земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается:

  • использование участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции ОКС на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения защитной зоны ОКН, или в случае начала строительства/реконструкции – до дня установления или изменения данной зоны, если для указанного ОКС не требуется выдача разрешения на строительство;
  • возможность реконструкции и капремонта ОКС без изменения их параметров;
  • использование ОКС, расположенных в границах данной зоны, в соответствии с видом их разрешенного использования/назначением.

Иные изменения

Как упоминалось ранее, поправки затронули не только ЗК, ГрК и Закон № 73-ФЗ, но и ряд иных законодательных актов.

В частности, из зон, требующих установления ЗОУИТ, исключены придорожные полосы автомобильных дорог 4 и 5 категории. Соответствующие изменения внесены в ст. 3 и ст. 26 Закона № 257-ФЗ2.

С учетом комплексного характера изменений правового регулирования ЗОУИТ также скорректированы ст. 31 Закона № 170-ФЗ3 (зона наблюдения и зона безопасности согласно терминологии указанного Закона больше не относятся к ЗОУИТ) и ст. 12 Закона № 52-ФЗ4.

Стоит отметить, что в связи с изменениями, внесенными Законом № 485-ФЗ, срок действия переходных положений, касающихся вступления в силу нового регулирования ЗОУИТ, продлен на год. Теперь до 1 января 2026 г. внесение сведений о вновь устанавливаемых ЗОУИТ в ЕГРН не является обязательным, а возникшие до указанной даты соответствующим образом (без внесения сведений в ЕГРН) ЗОУИТ считаются установленными до 1 января 2028 г. в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН.

Также на два года продлен срок для приобретения юридическими лицами, чье право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на сооружения, которые в соответствии с ЗК могут размещаться на участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло до 1 сентября 2018 г. и у которых отсутствуют права на участок, где находятся такие сооружения, права аренды данного участка либо для оформления в порядке, предусмотренном гл. V.7 ЗК, публичного сервитута на участок. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 3.6 Закона № 137-ФЗ5, согласно которому новый срок для реализации прав на землю установлен до 1 января 2027 г. включительно.

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает новая норма (ч. 33.1, включенный в ст. 26 Закона № 342-ФЗ6), согласно которой не осуществляется снос здания, сооружения, не соответствующих ограничениям в ЗОУИТ, указанным в ч. 33 ст. 26 данного Закона (ЗОУИТ, установленные в том числе в силу Закона до 1 января 2025 г., за исключением зон, перечисленных в ч. 27 данной статьи), в том числе в случае установления или изменения такой зоны в соответствии с положением о ЗОУИТ, утвержденным Правительством РФ. Независимо от указанных ограничений допускаются реконструкция и капремонт таких зданий, сооружений без изменения их параметров.

Отмечу, что данное правило неприменимо к ОКС, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Кроме того, с 31 декабря 2024 г. ЗОУИТ, исключенные из перечня (если они были установлены), прекращают существование, как и зоны, не соответствующие целям установления и видам ЗОУИТ согласно ЗК. С учетом изложенного с указанной даты ограничения использования участков и иных ОКС, установленные в границах таких ЗОУИТ, не действуют.

Внесенные изменения, на мой взгляд, носят противоречивый характер.

С одной стороны, можно положительно оценить исключение из перечня ЗОУИТ «непопулярных» зон (так, по данным из открытых источников, в судебных актах лишь единожды встречались ссылки на зону наблюдения и зону безопасности, что свидетельствует о крайне незначительном количестве таких зон; исключение – зона объектов инфраструктуры метро, которая встречалась шесть раз), а также прекращение ограничений, устанавливаемых в случае нахождения участков в зонах придорожных полос автодорог 4 и 5 категории (это одно- или двухполосные дороги с узкой обочиной, без разделительной полосы, зачастую неосвещенные, которые вряд ли можно назвать опасной или, напротив, подлежащей защите зоной).

Не менее важно, что в рамках изменений упрощены некоторые процедуры в строительстве, в том числе исключающие необходимость застройщика обращаться в уполномоченный орган с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ, если строительство объекта, в отношении которого устанавливается ЗОУИТ, осуществляется без разрешения на строительство. Кроме того, введение обязанности Правительства РФ по определению в положении о ЗОУИТ сроков действия установленных или измененных при строительстве и реконструкции объектов ЗОУИТ также представляется правильным, поскольку направлено на разумное ограничение владельцев объектов ЗОУИТ в части необходимости соблюдения определенных в положении сроков. Подобные изменения можно приветствовать в том числе потому, что они вносят ясность в регулирование таких объектов, упрощают его восприятие субъектами правоотношений.

С другой стороны – наблюдается стремление законодателя к установлению более строгого регулирования (на примере изменений в ГрК в части ПЗЗ), что свидетельствует о фактическом ухудшении положения лиц, чьи права могут быть затронуты в результате применения новых правил. В частности, не всякая зона (например, зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) препятствует строительству и (или) реконструкции ОКС, однако теперь в случае нахождения объекта в любой из ЗОУИТ строительство/реконструкция могут быть ограничены независимо от содержания правил землепользования и застройки конкретного населенного пункта.

Также следует отметить, что внедрение нового инструмента досудебного урегулирования спорных ситуаций путем соглашения между правообладателем участка и (или) расположенного на нем ОКС, на которые распространяются ограничения ЗОУИТ, в связи с чем размещенные объекты подлежат сносу, с правообладателем объекта недвижимости, в отношении которого установлена ЗОУИТ, представляется не полностью обоснованным и нуждающимся в доработке.

Представляется, что для обеспечения эффективной работы новелл целесообразно как минимум указать в законе конкретный перечень функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических мероприятий, которые могут проводиться для сохранения объектов в ЗОУИТ, предусмотреть ответственность за отказ от добровольного урегулирования спора, вплоть до отказа в принятии иска о сносе к производству, а также определить необходимость поиска компромиссных решений для разрешения спора и адекватного распределения расходов каждой из сторон.


1 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

4 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5 Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

6 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассказать:
Другие мнения
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Управляющий партнер компании «Якупов и партнеры», помощник депутата Госдумы РФ С.В. Авксентьевой
Оферта под алгоритмом?
Гражданское право и процесс
Ценообразование на маркетплейсах как правовой вызов
30 мая 2025
Некрасов Алексей
Некрасов Алексей
Советник юридической фирмы «Легикон-Право»
Вместо недели – 10 дней
Арбитражный процесс
Срок предоставления сведений по запросу арбитражного управляющего предлагается увеличить
29 мая 2025
Келебай Екатерина
Келебай Екатерина
Адвокат, член АП города Москвы, МКА «Закон и право» г. Москвы
Защита авторских прав в условиях незаконного копирования произведений издательствами
Право интеллектуальной собственности
Актуальные проблемы и пути их решения
21 мая 2025
Георгиевская Елена
Георгиевская Елена
Адвокат, член АП Московской области, московская коллегия адвокатов «Капитал»
Новая эра миграционного контроля
Миграционное право
Создание Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан – шаг к централизации или ответ на вызовы времени?
20 мая 2025
Багдасарян Артем
Багдасарян Артем
Адвокат, член АП города Москвы, КА «Диктатура Закона», член АЮР
Правовая природа результатов творческой деятельности, созданных ИИ
Право интеллектуальной собственности
Вызовы и перспективы правового регулирования в России
20 мая 2025
Сичкаренко Александр
Сичкаренко Александр
Адвокат, член АП Ставропольского края, коллегия адвокатов Ставропольского края «Троя», к.ю.н., доцент
Восстановление срока апелляционного обжалования: негативные тенденции
Уголовное право и процесс
Порядок рассмотрения судом данного вопроса стоит изменить
16 мая 2025
Яндекс.Метрика