×

Восстановление срока апелляционного обжалования: негативные тенденции

Порядок рассмотрения судом данного вопроса стоит изменить
Сичкаренко Александр
Сичкаренко Александр
Адвокат, член АП Ставропольского края, коллегия адвокатов Ставропольского края «Троя», к.ю.н., доцент

Согласно ст. 6 УПК РФ назначение уголовного судопроизводства заключается не только в защите прав и законных интересов потерпевшего от преступления, но и в недопустимости ограничения прав и свобод лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Обеспечение права на защиту, регламентированное ст. 16 УПК, является одним из принципов уголовного судопроизводства, действующих во всех его стадиях. При этом суд, прокурор, следователь и дознаватель не только должны разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права, но и обязаны обеспечить им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами.

С учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» право обвиняемого на защиту включает помимо прочего право лично выражать свое отношение к действиям должностных лиц и иных участников уголовного судопроизводства при рассмотрении процессуальных вопросов, затрагивающих его права и свободы.

Вместе с тем положения ст. 389.5 УПК, регламентирующие порядок восстановления срока апелляционного обжалования, на мой взгляд, идут вразрез с названным принципом уголовного судопроизводства, а также не обеспечивают реализацию принципа равноправия и состязательности сторон. В соответствии с диспозицией указанной нормы срок апелляционного обжалования для лиц, имеющих право подать апелляционную жалобу, может быть восстановлен судьей, председательствовавшим в судебном заседании по уголовному делу, или другим судьей при наличии уважительных причин пропуска. При этом рассмотрение вопроса о восстановлении срока апелляционного обжалования либо об отказе в его восстановлении осуществляется судом без извещения сторон и проведения судебного заседания – т.е. фактически без учета мнения стороны, не являющейся инициатором такого ходатайства.

Не предусмотрено уголовно-процессуальным законом и право противоположной стороны на обжалование принятого судом решения по ходатайству о восстановлении срока апелляционного обжалования. В частности, в ч. 2 ст. 389.5 УПК закреплено только право обжалования постановления судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока в суд вышестоящей инстанции исключительно для лица, заявившего ходатайство.

Указанное обстоятельство стало предметом многочисленных обращений в Конституционный Суд РФ с целью проверки на соответствие Основному Закону положений ч. 2 ст. 389.5 УПК. В своих обращениях заявители отмечали, что ч. 2 ст. 389.5 УПК в нарушение конституционных гарантий на доступ к правосудию и равноправие не предусматривает возможности проверки правосудности постановления суда о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования приговора для иных участников уголовного процесса, предоставляя тем самым суду в этой части неограниченную свободу усмотрения и позволяя фактически произвольно разрешать вопрос о возможности восстановления такого срока.

В одном из недавних решений, касающихся рассмотрения данного вопроса, КС указал, что УПК, устанавливая право участников уголовного судопроизводства, а также иных заинтересованных лиц обжаловать судебные решения, а также право – при необходимости – на восстановление пропущенного по уважительной причине срока обжалования (ч. 1 ст. 130 и ст. 389.5), не регулирует вопрос об оспаривании решения суда о восстановлении срока, а предоставляет указанным лицам возможность реализовать их право и в связи с этим обжаловать только постановление судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока. Положения Кодекса, закрепляющие для участников уголовного судопроизводства, имеющих право на обжалование судебных решений, возможность восстановить пропущенный по уважительной причине срок обжалования, а в случае отказа в восстановлении – оспорить такое решение в вышестоящую судебную инстанцию, направлены не на ограничение, а на защиту прав участников процесса и не предполагают произвольного истолкования и применения. Лицо, пропустившее срок обжалования, должно представить суду убедительные причины пропуска, оценка уважительности или неуважительности которых относится к компетенции суда. При этом судебное решение, принимаемое по результатам изучения соответствующего ходатайства, должно в силу требования ч. 4 ст. 7 УПК быть законным, обоснованным и мотивированным.

Оспариваемое законоположение, в равной мере предоставляя всем участникам уголовного судопроизводства возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока апелляционного обжалования судебного решения, не влечет отступление от принципа равенства перед законом и судом и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в обозначенном им аспекте (Определение КС от 30 ноября 2023 г. № 3267-О). В определении фактически дословно воспроизведен текст мотивировочной части ранее вынесенных Конституционным Судом решений1.

Одним из первых решений, определивших последующий вектор позиции КС по рассматриваемому вопросу, стало Определение от 21 июня 2011 г. № 800-О-О. В нем отмечено, что УПК, устанавливая право участников уголовного судопроизводства, а также иных заинтересованных лиц обжаловать судебные решения и при необходимости восстановить пропущенный ими по уважительной причине срок обжалования, не регулирует вопрос оспаривания решения суда о восстановлении срока, а предоставляет указанным лицам возможность реализовать их право и в связи с этим обжаловать только постановление судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока. Иное ставило бы реализацию субъективных прав одних участников процесса в зависимость от субъективных прав других участников, а потому противоречило ст. 17 (ч. 3) и 19 (ч. 1) Конституции РФ.

Такая регламентация ограниченного права на обжалование решения суда о восстановлении срока апелляционного обжалования для противоположной стороны, а также невозможность последней выразить ее мнение относительно наличия уважительности причин пропущенного срока создали негативную практику сдерживания подачи апелляционных жалоб со стороны осужденного и его защитника из-за опасения отмены приговора или изменения иного судебного решения в сторону ухудшения положения осужденного.

Нередки случаи, когда сторона обвинения занимает выжидательную позицию по отношению к возможной реализации осужденным и его защитником права апелляционного обжалования в связи с их несогласием с вынесенным судом первой инстанции решением. Сторона защиты вынуждена прибегать к процессуальным хитростям, регистрируя апелляционную жалобу в последние дни срока обжалования либо направляя жалобу почтой.

Вместе с тем отсутствие четких регламентированных критериев уважительности причин пропуска срока апелляционного обжалования, отсутствие возможности проверки правосудности постановления суда по данному вопросу для иных участников уголовного процесса, а также осознание факта возможного обжалования судебного постановления заявителем только в случае отказа в восстановлении пропущенного срока – все эти перечисленные обстоятельства, полагаю, подсознательно подталкивают суд к принятию решения о восстановлении срока апелляционного обжалования и, следовательно, передаче апелляционной жалобы на рассмотрение по существу. Зачастую суды при рассмотрении ходатайства о восстановлении срока апелляционного обжалования не учитывают положения ст. 312 УПК, предписывающей обязанность вручать копию приговора потерпевшему и его представителю только при наличии ходатайства с их стороны, и принимают решение о восстановлении указанного срока при отсутствии в материалах уголовного дела таких ходатайств.

Тем не менее такое позитивное для стороны обвинения решение суда о восстановлении срока апелляционного обжалования и принятии апелляционной жалобы потерпевшего либо представления прокурора, содержащих требование, ухудшающее положение осужденного, существенно ухудшает положение последнего в суде апелляционной инстанции, так как согласно ст. 389.24 УПК оно создает предпосылки для возможного изменения в худшую сторону вида наказания (увеличения его срока или размера), отмены условного осуждения и других негативных для осужденного правовых последствий.

Представляется, что данное правило о возможном ухудшении положений осужденного было оставлено без внимания Конституционным Судом при проверке конституционности положений ч. 2 ст. 389.5 УПК и отстаивании независимости при реализации субъективных прав одних участников процесса от субъективных прав других его участников.

Решение проблемы видится в изменении порядка рассмотрения вопроса о восстановлении срока апелляционного обжалования путем проведения открытого судебного заседания с вызовом сторон и предоставлении другим участникам права возражать против заявленного ходатайства, а также в закреплении права обжаловать в вышестоящую инстанцию принятое судом постановление по результатам рассмотрения такого ходатайства всеми участникам процесса, чьи интересы им затронуты.


1 См., в частности, определения от 11 мая 2012 г. № 642-О; от 19 июня 2012 г. № 1102-О; от 25 сентября 2014 г. № 2207-О; № 2208-О и № 2209-О; от 24 марта 2015 г. № 489-О; от 29 сентября 2015 г. № 2098-О; от 28 марта 2017 г. № 530-О; от 28 сентября 2017 г. № 2134-О; от 26 ноября 2018 г. № 2823-О.

Рассказать:
Другие мнения
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Старший юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»
Усиление контроля за целевым использованием объектов капстроительства
Градостроительное право
О разработанном Росреестром проекте поправок в КоАП
11 июня 2025
Кустова Татьяна
Кустова Татьяна
Старший юрист ООО «Альтхаус Консалтинг»
Усиление контроля за целевым использованием объектов капстроительства2
Градостроительное право
О разработанном Росреестром проекте поправок в КоАП
11 июня 2025
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат по экологическим спорам, член АП г. Москвы, Адвокатское бюро ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н.
Баланс между экологией и экономикой
Производство по делам об административных правонарушениях
Законопроект об оборотных штрафах за выбросы – важный шаг к экологизации промышленности
10 июня 2025
Эрро Артем
Эрро Артем
Адвокат, член АП Иркутской области, Иркутская районная коллегия адвокатов
Ответственность за контрабанду нуждается в корректировке
Уголовное право и процесс
Предложенный законодателем способ решения вопроса носит «половинчатый» характер
05 июня 2025
Шулдеев Сергей
Шулдеев Сергей
Адвокат, член АП Санкт-Петербурга, АБ «Q&A»
Примечание не решило проблемы объективного вменения по ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации
Уголовное право и процесс
Уголовно-правовая система нуждается в дополнительных инструментах защиты предпринимателей
04 июня 2025
Шиман Ева
Шиман Ева
Адвокат, член АП Челябинской области, руководитель пресс-службы АП Челябинской области
Излишнее вменение участия в деятельности преступного сообщества при расследовании экономических преступлений
Уголовное право и процесс
Предложения по совершенствованию законодательства
04 июня 2025
Яндекс.Метрика