Судебный департамент при Верховном Суде опубликовал статистические сведения о рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ банкротных дел за 2024 г. Эксперты «АГ» проанализировали данные по делам о банкротстве.
Руководитель практики «Банкротство и субсидиарная ответственность» КАМО «Линников и Партнеры» Татьяна Цепкина обратила внимание на продолжающийся рост числа граждан, обращающихся к процедуре банкротства как к законному способу избавиться от необходимости отвечать по старым обязательствам. Количество поступивших заявлений о признании должника банкротом в 2024 г. увеличилось почти на 15% по сравнению с прошлым отчетным периодом.

Татьяна Цепкина подчеркнула, что в отношении юридических лиц отмечается снижение числа поступивших заявлений – на 38% по сравнению с 2023 г. В то же время темпы роста так называемых личных банкротств граждан остаются весьма внушительными: в 2024 г. – рост составил 23,4% по отношению к 2023 г., а в сравнении с 2021 г. число заявлений увеличилось более чем в 2 раза – 111%, заметила эксперт.



Юрист по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар считает предсказуемым, что который год основной драйвер роста числа заявлений о банкротстве – физические лица, их заинтересованность в освобождении от долгов стабильна. По мнению эксперта, учитывая такой рост банкротств физических лиц из года в год, очень своевременно были внесены масштабные правки, связанные с упрощением порядка рассмотрения банкротных дел. Она полагает, что в снижении количества обращений за банкротством юрлиц свою роль сыграло как повышение порога долга для обращения в суд с заявлением о несостоятельности должника до 2 млн руб. (п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве), так и меры поддержки предприятий в сложный экономический период.
Татьяна Цепкина заметила, что в подавляющем большинстве случаев должники сами просят признать себя банкротами. Так, из числа принятых к производству заявлений в 2024 г. 90% составляют заявления от самих должников (граждан).

Член АП г. Москвы Николай Кузнецов отметил, что в отчетном периоде существенные изменения претерпела структура заявителей по делам о банкротстве юрлиц. Если в 2023 г. должник являлся инициатором подачи заявлений о признании его банкротом в 2,9% случаях, то в 2024 г. этот показатель возрос до 4,5%. «Отмеченные показатели, на мой взгляд, выражают более ответственный подход топ-менеджмента к решению вопроса о самостоятельном и своевременном инициировании процедуры банкротства. Не дожидаясь ухудшения финансовых показателей, и, соответственно, снижения вероятности удовлетворения требований кредиторов, контролирующие должников лица стремятся ввести процедуры банкротства на более раннем этапе, до момента подачи заявлений о банкротстве кредиторами. Такой подход позволяет минимизировать риски привлечения руководящих лиц к субсидиарной ответственности», – прокомментировал эксперт.
В 2024 г., как и в прошлом отчетном периоде, наиболее число заявлений принято к производству по сумме долга от 500 тыс. до 3 млн руб. При этом количество заявлений по данной сумме в отношении должников – граждан возросло на 18,3%.

Николай Кузнецов подчеркнул, что суды в 2024 г. всего лишь в 80 случаях вводили процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, что составило 0,9% от количества открытых процедур конкурсного производства (8739). Этот показатель стал еще меньше по сравнению с 2023 г., в котором его значение составило 1,2%. Как пояснил эксперт, эти данные свидетельствуют о том, что кредиторы продолжают воспринимать конкурсное производство как наиболее эффективный и быстрый способ удовлетворения своих имущественных интересов, а институт банкротства в целом имеет ликвидационную направленность.

Татьяна Цепкина отметила, что из 337 676 граждан, в отношении которых была завершена процедура реализации имущества, 98% были освобождены от дальнейшего исполнения обязанностей, при этом доля граждан, освобожденных от долгов, уже на протяжении последних четырех лет остается на уровне 98%. Эксперт подчеркнула, что ВС РФ неоднократно указывал, что процедура банкротства не предназначена для необоснованного ухода от ответственности и прекращения долговых обязательств и судебный контроль над этой процедурой не позволяет ее использовать с противоправными целями и защищает кредиторов от фиктивных банкротств.
В связи с этим Татьяна Цепкина обратила внимание на показатели раздела «Основания неприменения правил об освобождении гражданина от исполнения обязательств». Статистика показывает, что в прошлом году суды не освободили от долгов 3063 должника из 337 676 оконченных процедур по реализации имущества. В 2024 г. на 571 нечестных должников стало больше по сравнению с 2023 г., но доля в общем числе должников осталась прежней – 0,9%.
При этом, как указала эксперт, процедура реструктуризации как альтернатива тотальному списанию долгов широкого распространения не получила. Несмотря на то что процедура реструктуризации вводилась в 49 314 делах в 2024 г., 95% таких процедур переходит в реализацию имущества. Основная причина изменения процедуры – непредставление плана реструктуризации долгов – в 79% дел. Таким образом, поставленная законодателем социально-реабилитационная цель потребительского банкротства решается и статистические данные по рассмотрению дел о банкротстве граждан за 2024 г.– тому подтверждение, разъяснила Татьяна Цепкина.
В отчетном периоде арбитражные суды рассмотрели на 5,7% больше заявлений, жалоб, ходатайств и разногласий в рамках банкротных дел, чем в позапрошлом году. На 21,7% возросло число рассмотренных заявлений об утверждении, освобождении, арбитражного управляющего, финансового управляющего.

Как заметил Николай Кузнецов, отчетность свидетельствует о сокращении в 2,14 раза числа процедур банкротства в отношении юрлиц, находящихся в производстве суда, сроком до 1 года. Если в 2023 г. этот показатель составлял 27 540 процедур, то в 2024 г. он снизился до 12 857. По словам эксперта, это отражает тенденцию снижения значимости института банкротства как способа взыскания задолженности с организаций-должников. Николай Кузнецов предположил, что одной из причин такого сокращения явилось повышение пошлин за рассмотрение заявлений о признании должника банкротом.
Эксперт подчеркнул, что существенно изменились показатели, касающиеся оснований прекращения производств по делам о банкротстве. Так, количество прекращенных производств по делам о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности сократилось в 1,7 раза по сравнению с 2023 г. – с 183 до 108. Отмеченный показатель демонстрирует снижение эффективности реабилитационных процедур, считает Николай Кузнецов.

Евгения Боднар отметила, что количество несписаний долга остается на самом минимальном уровне (ок. 0,8–0,9%). Как полагает эксперт, это особенно важно для поддержки населения в непростых текущих реалиях экономики – дать подавляющему большинству должников возможность начать с чистого листа.
Текст: Анжела Арстанова
Инфографика: Юлия Воскресенская