×

Изоляция от общества как средство исправления?

Назначая уголовное наказание, суд порой не учитывает личность подсудимого и характер деяния
Вениционов Денис
Вениционов Денис
Адвокат АП Саратовской области

На примере одного уголовного дела хотелось бы обсудить необходимость назначения судами наказания в виде реального лишения свободы с целью «исправления» лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние.

Не так давно на стадии кассационного обжалования осуществлял защиту В., признанной виновной по ч. 3 ст. 264 УК РФ и приговоренной к одному году и восьми месяцам лишения свободы в колонии-поселении.

Кратко приведу фабулу дела. В., работающая детским врачом-неврологом, в июле 2020 г. ехала за рулем автомобиля по сельской местности. Температура воздуха превышала 35 градусов (данный факт подтвержден материалами дела). Из-за внезапной потери сознания В. потеряла управление транспортным средством и совершила наезд на пожилую женщину, торговавшую на обочине ягодами и фруктами. От полученных травм потерпевшая умерла в больнице.

По данному факту было возбуждено уголовное дело.

Обвиняемая принесла извинения дочери погибшей, а также возместила материальный и моральный ущерб, в результате чего от гражданского иска та отказалась и просила суд подсудимую строго не наказывать. Тем не менее при вынесении приговора и назначении срока наказания суд обосновал его необходимостью достижения социальной справедливости, исправления осужденной и предупреждения новых преступлений с учетом личности, а также невозможностью применения ст. 73 УК РФ.

Возникает вопрос: о какой справедливости и каких новых преступлениях идет речь, и будет ли изоляция осужденной от общества являться предупреждением совершения ею новых преступлений?

Да, произошла трагедия – погиб человек. Несмотря на доводы защиты о том, что данное происшествие следует расценивать как несчастный случай, В. была признана виновной в инкриминируемом деянии.

К сожалению, формализм и шаблонность при рассмотрении дел судами вышестоящих инстанций встречаются на практике все чаще.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено грубых нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, что, однако, не мешало вышестоящим судам посмотреть на дело «широко открытыми глазами». К сожалению, апелляционная и кассационная инстанции оставили приговор без изменения.

Я вступил в дело в качестве защитника на стадии кассационного обжалования, считая приговор чрезмерно суровым.

После удаления судей в совещательную комнату для вынесения решения присутствовавший в зале заседания прокурор кассационного отдела Генпрокуратуры, просивший оставить приговор без изменения, сказала мне, что ей искренне жаль осужденную и лучше ей себя не мучить, а сразу писать ходатайство на условно-досрочное освобождение либо замену неотбытой части наказания более мягким видом.

Абсурдность данной ситуации, на мой взгляд, в том, что при отсутствии грубых нарушений УПК при вынесении приговора судом первой инстанции изменить срок наказания либо применить к осужденному ст. 73 УК при обжаловании приговора практически невозможно.

На примере данного случая хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость принимать во внимание принцип соразмерности и справедливости назначаемых судом наказаний при вынесении приговоров, личность обвиняемых и характер деяния.

Хорошо зная систему УИС, могу утверждать, что в подавляющем большинстве случаев она не выполняет функцию исправления осужденного, а лишь помогает немного «отрезвить» лиц, попадающих в пенитенциарные учреждения.

И вновь возникает вопрос: была ли необходимость назначать срок наказания в виде реального лишения свободы женщине, ранее не привлекавшейся ни к уголовной, ни к административной ответственности и работающей детским неврологом, имеющей двух несовершеннолетних детей и мужа-пенсионера, являющегося инвалидом третьей группы в связи с кардиологическим заболеванием, за совершение преступления по неосторожности?

Рассказать:
Другие мнения
Завертяев Михаил
«Вмененный» договор страхования имущества при ипотеке
Страховое право
В споре о страховом случае по такому договору права страхователя требуют большей защиты

25 июля 2024
Ефимчук Евгений
Ефимчук Евгений
Адвокат, член совета АП Сахалинской области, председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов,  управляющий партнер АБ «Белянин, Ефимчук и партнёры»
Завышение наказания как тенденция?
Уголовное право и процесс
Решение ВС определило положительный вектор для формирования практики законного и справедливого наказания
24 июля 2024
Бабинцева Ирина
Бабинцева Ирина
Патентный поверенный РФ, сооснователь юридической компании «ИНТЕЛАЙТ»
Не занижена ли цена?
Право интеллектуальной собственности
Оспаривание сделок по отчуждению исключительных прав и оценка товарного знака как нематериального актива
22 июля 2024
Владимиров Вячеслав
Владимиров Вячеслав
Адвокат АП Ставропольского края, КА «Дзалаев и Партнеры»
«Неопределенный» ущерб
Уголовное право и процесс
Кассация поддержала доводы защиты, отменив приговор и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию
19 июля 2024
Бибиков Сергей
Бибиков Сергей
Старший юрист МГКА «Бюро адвокатов "Де-юре"», преподаватель Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Добросовестность – прежде всего
Третейское разбирательство
КС конкретизировал понятие публичного порядка для целей выдачи исполнительного листа по решению третейского суда
18 июля 2024
Романов Роман
Романов Роман
Адвокат АП Краснодарского края, управляющий партнер АБ «РОМАНОВ И ПАРТНЕРЫ»
Стратегии защиты по уголовным делам о мошенничестве
Уголовное право и процесс
Разграничение уголовной и гражданской ответственности
18 июля 2024
Яндекс.Метрика