×

Контроль за ценообразованием

О законе, посвященном документации международных групп компаний и автоматическому обмену информацией
Калинин Сергей
Калинин Сергей
Адвокат АП г. Москвы, руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (Москва)

27 ноября 2017 г. был опубликован федеральный закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) по вопросу международного обмена информацией. Наиболее значимыми являются положения о документации международных групп компаний и автоматическом обмене информацией.

«Трехуровневая» документация международной группы компаний

Изменения коснутся отчетности международных групп компаний, к которым предлагается относить совокупность организаций и (или) структур без образования юридического лица (СБОЮЛ), связанных между собой посредством участия (владения) и (или) контроля:

  • в отношении которых составляется консолидированная финансовая отчетность;
  • в составе группы по меньшей мере один российский налоговый резидент и одно лицо (СБОЮЛ), не являющееся таковым.
  • Если выручка группы компаний за предшествующий финансовый год составляет более 50 млрд руб. в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью, то участники группы должны будут предоставить:
  • уведомление об участии в международной группе компаний;
  • страновые сведения.

Исходя из формального толкования положений статьи, если выручка составляет более 50 млрд руб. в год, но при этом нет консолидированной финансовой отчетности, то рассмотренные ниже требования к такой группе не применяются.

Если материнская компания является российским налоговым резидентом, то она подает единое уведомление обо всех участниках – резидентах РФ не позднее 8 месяцев с даты окончания финансового года. Также она может назначить уполномоченного участника для подачи уведомления. В иных случаях каждый участник осуществляет подачу самостоятельно.

Под страновыми сведениями подразумевается трехуровневая документация, основанная на разработанных ОЭСР минимальных стандартах и шаблонах. В состав входят следующие уровни отчетности: страновой отчет (CbCR), глобальная документация (master file), национальная документация (local file).

Страновой отчет должен содержать финансовую информацию за отчетный год, сведения о численности работников, идентификационные сведения обо всех участниках группы с указанием государства учреждения, резидентства и характера их деятельности. Подачу отчета осуществляет материнская компания или уполномоченное ей лицо в отношении всех участников – резидентов РФ.

В глобальную документацию входит информация о структуре владения группы, о деятельности группы с описанием факторов, влияющих на финансовый результат, о нематериальных активах группы, о внутригрупповой финансовой деятельности, о системе финансирования (в т.ч. от лиц, не входящих в группу) и др. Глобальная документация предоставляется только по требованию ФНС РФ в течение 3 месяцев.

Национальная документация совпадает с документами по ТЦО и должна быть предоставлена в те же сроки. В случае предоставления национальной документации повторная подача документов о контролируемых сделках не требуется.

За нарушение порядка предоставления документов в компетентный орган проект закона предусматривает ответственность в виде штрафа: 50 тыс. руб. за непредоставление уведомления и 100 тыс. руб. за непредоставление страновой отчетности. Законодателем предусмотрен двухгодичный переходный период освобождения от ответственности (2017–2019 гг.).

Проводимая реформа даст российским налоговым органам больше возможностей для контроля за ценообразованием: благодаря обмену страновыми сведениями ФНС РФ сможет оценивать сделку, принимая во внимания все факторы, влияющие на установление трансфертной цены (распределение функций между участниками группы, порядок распределения прибыли и т.д.). Риск распространяется и на контрагента, поскольку компетентный орган его государства-резидента также получит доступ к данным по сделке.

Международный автоматический обмен информацией

Федеральный закон возлагает на организации финансового рынка обязанность предоставлять:

  • информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, их прямо или косвенно контролирующих1, если выявлено, что такие лица являются резидентами иностранного государства;
  • финансовую информацию об указанных лицах;
  • иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией договору об оказании финансовых услуг.

Полученные сведения банк обязан передать уполномоченным органам, и такая передача не признается нарушением банковской тайны. При этом Правительство вправе устанавливать организации и виды договоров, к которым положения кодекса об обмене не применяются2, например, договоры с ПФР.

Одновременно на клиентов возлагается обязанность предоставлять информацию о себе и контролирующих лицах, в противном случае организация может отказать в совершении операции в пользу или по поручению клиента, а затем расторгнуть договор в одностороннем порядке, если в течение 15 дней с момента отказа в совершении операции лицо так и не предоставит информацию. Односторонний порядок может быть применен банком при предоставлении неполных или недостоверных сведений.

Практические рекомендации:

  • начать подготовку к составлению страновой отчетности в случае соответствия критериям международной группы компаний;
  • обеспечить взаимодействие в рамках компаний группы для своевременного предоставления отчетности и освобождения от ее предоставления других участников;
  • следить за реализацией автоматического обмена информацией. На данный момент он еще не запущен3.

1 Лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

2 Организации, риск использования которых для действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, низкий.

3 Например, автоматический обмен налоговой информацией со Швейцарией должен начаться с 2019 г. за период с 1 января 2018 г.

Рассказать:
Другие мнения
Кочеткова Дарья
Кочеткова Дарья
Директор Центра правовой защиты в сфере инфобизнеса МКА «Межрегион»
«Кривые зеркала» блогосферы
Законодательство
Назрела необходимость установления четких рамок работы в данной области
01 марта 2024
Мамаева Зарина
Адвокат АП Республики Дагестан, Дагестанская республиканская коллегия адвокатов
Защита не терпит промедления
Уголовное право и процесс
Перспективы внедрения и правовая природа электронной формы ордера в уголовном процессе
27 февраля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Проблемы практической реализации возможности использования ордера как электронного документа
Уголовное право и процесс
Необходимо изменение, синхронизация, приведение к единому знаменателю законодательства об адвокатской деятельности, процессуальных законов, а также судебной практики
27 февраля 2024
Багрян Арсен
Багрян Арсен
Адвокат АП Московской области, КАГМ «Вашъ юридический поверенный»
Облегчает вступление в уголовное дело
Уголовное право и процесс
Практика использования электронного ордера будет иметь позитивное значение
27 февраля 2024
Тарасов Евгений
Тарасов Евгений
Адвокат АП Ленинградской области
Сохранить достигнутый уровень
Семейное право
Долевой механизм взыскания алиментов vs твердая денежная сумма
19 февраля 2024
Чеснокова Виктория
Чеснокова Виктория
Адвокат АП г. Москвы, юрист практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation
Право ребенка на необходимое и достойное содержание – в приоритете
Семейное право
Почему не стоит возводить в абсолют строгие долевые пропорции алиментов
15 февраля 2024
Яндекс.Метрика