×

Контроль за ценообразованием

О законе, посвященном документации международных групп компаний и автоматическому обмену информацией
Калинин Сергей
Калинин Сергей
Адвокат АП г. Москвы, руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (Москва)

27 ноября 2017 г. был опубликован федеральный закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) по вопросу международного обмена информацией. Наиболее значимыми являются положения о документации международных групп компаний и автоматическом обмене информацией.

«Трехуровневая» документация международной группы компаний

Изменения коснутся отчетности международных групп компаний, к которым предлагается относить совокупность организаций и (или) структур без образования юридического лица (СБОЮЛ), связанных между собой посредством участия (владения) и (или) контроля:

  • в отношении которых составляется консолидированная финансовая отчетность;
  • в составе группы по меньшей мере один российский налоговый резидент и одно лицо (СБОЮЛ), не являющееся таковым.
  • Если выручка группы компаний за предшествующий финансовый год составляет более 50 млрд руб. в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью, то участники группы должны будут предоставить:
  • уведомление об участии в международной группе компаний;
  • страновые сведения.

Исходя из формального толкования положений статьи, если выручка составляет более 50 млрд руб. в год, но при этом нет консолидированной финансовой отчетности, то рассмотренные ниже требования к такой группе не применяются.

Если материнская компания является российским налоговым резидентом, то она подает единое уведомление обо всех участниках – резидентах РФ не позднее 8 месяцев с даты окончания финансового года. Также она может назначить уполномоченного участника для подачи уведомления. В иных случаях каждый участник осуществляет подачу самостоятельно.

Под страновыми сведениями подразумевается трехуровневая документация, основанная на разработанных ОЭСР минимальных стандартах и шаблонах. В состав входят следующие уровни отчетности: страновой отчет (CbCR), глобальная документация (master file), национальная документация (local file).

Страновой отчет должен содержать финансовую информацию за отчетный год, сведения о численности работников, идентификационные сведения обо всех участниках группы с указанием государства учреждения, резидентства и характера их деятельности. Подачу отчета осуществляет материнская компания или уполномоченное ей лицо в отношении всех участников – резидентов РФ.

В глобальную документацию входит информация о структуре владения группы, о деятельности группы с описанием факторов, влияющих на финансовый результат, о нематериальных активах группы, о внутригрупповой финансовой деятельности, о системе финансирования (в т.ч. от лиц, не входящих в группу) и др. Глобальная документация предоставляется только по требованию ФНС РФ в течение 3 месяцев.

Национальная документация совпадает с документами по ТЦО и должна быть предоставлена в те же сроки. В случае предоставления национальной документации повторная подача документов о контролируемых сделках не требуется.

За нарушение порядка предоставления документов в компетентный орган проект закона предусматривает ответственность в виде штрафа: 50 тыс. руб. за непредоставление уведомления и 100 тыс. руб. за непредоставление страновой отчетности. Законодателем предусмотрен двухгодичный переходный период освобождения от ответственности (2017–2019 гг.).

Проводимая реформа даст российским налоговым органам больше возможностей для контроля за ценообразованием: благодаря обмену страновыми сведениями ФНС РФ сможет оценивать сделку, принимая во внимания все факторы, влияющие на установление трансфертной цены (распределение функций между участниками группы, порядок распределения прибыли и т.д.). Риск распространяется и на контрагента, поскольку компетентный орган его государства-резидента также получит доступ к данным по сделке.

Международный автоматический обмен информацией

Федеральный закон возлагает на организации финансового рынка обязанность предоставлять:

  • информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, их прямо или косвенно контролирующих1, если выявлено, что такие лица являются резидентами иностранного государства;
  • финансовую информацию об указанных лицах;
  • иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией договору об оказании финансовых услуг.

Полученные сведения банк обязан передать уполномоченным органам, и такая передача не признается нарушением банковской тайны. При этом Правительство вправе устанавливать организации и виды договоров, к которым положения кодекса об обмене не применяются2, например, договоры с ПФР.

Одновременно на клиентов возлагается обязанность предоставлять информацию о себе и контролирующих лицах, в противном случае организация может отказать в совершении операции в пользу или по поручению клиента, а затем расторгнуть договор в одностороннем порядке, если в течение 15 дней с момента отказа в совершении операции лицо так и не предоставит информацию. Односторонний порядок может быть применен банком при предоставлении неполных или недостоверных сведений.

Практические рекомендации:

  • начать подготовку к составлению страновой отчетности в случае соответствия критериям международной группы компаний;
  • обеспечить взаимодействие в рамках компаний группы для своевременного предоставления отчетности и освобождения от ее предоставления других участников;
  • следить за реализацией автоматического обмена информацией. На данный момент он еще не запущен3.

1 Лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

2 Организации, риск использования которых для действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, низкий.

3 Например, автоматический обмен налоговой информацией со Швейцарией должен начаться с 2019 г. за период с 1 января 2018 г.

Рассказать:
Другие мнения
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Яндекс.Метрика