×

Новая модель проверок бизнеса

Минэкономразвития предлагает ввести риск-ориентированный подход к проверкам бизнеса. При условии его детальной проработки данная инициатива может стать действительно полезной
Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», который должен прийти на смену Федеральному закону № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., регламентирующему порядок организации и осуществления проверок бизнеса органами государственного и муниципального контроля (надзора).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, с марта по июнь 2015 г. планируется проведение масштабных мероприятий по публичному обсуждению положений законопроекта, а внесение в Госдуму намечено на осень.

Несмотря на то что текст законопроекта в открытом доступе пока отсутствует, дискуссии о нем идут довольно активно уже длительное время, и связано это с кардинальным изменением оснований проведения проверок, поскольку предлагается перейти на риск-ориентированную модель реализации контрольных функций при осуществлении плановых проверок. Иными словами, частоту проверок конкретного субъекта предпринимательской деятельности предлагается поставить в зависимость от степени риска причинения вреда, числа ранее допущенных нарушений и ряда других критериев, которые для разных сфер бизнеса должны быть различны. При этом компании с низкой степенью риска будут освобождены от проведения плановых проверок полностью, а в отношении обладающих высокой степенью риска компаний – напротив, таких мероприятий должно стать больше. Основания проведения внеплановых проверочных мероприятий должны остаться прежними.

Предпосылками перехода на риск-ориентированный подход являются:

– недостаточное количество финансовых, материальных и кадровых ресурсов для соблюдения желаемой интенсивности проверочных мероприятий и охвата проверками всех подконтрольных субъектов;

– недопустимо высокие административные барьеры и издержки бизнеса от проведения контрольно-надзорной деятельности.

Но позволит ли новый подход решить проблемы бизнеса?

Мое мнение по этому поводу неоднозначно. Пока отсутствует четкое понимание критериев оценки рисков по каждой сфере и порядка их определения по конкретной компании, но в любом случае это создаст дополнительную нагрузку на бизнес, которому необходимо будет учитывать все критерии. По информации некоторых СМИ («Известия»), объем текущей редакции законопроекта составляет 300 страниц, для сравнения объем действующего Закона в 10 раз меньше, изучение и соблюдение нового правового акта снова должно «лечь на плечи» бизнеса. Кроме того, мы можем уйти от простоты и доступности действующего Закона № 294-ФЗ, ведь сегодня любой предприниматель знает, что по общему правилу плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года. Считаю, что в новой концепции в отношении подконтрольных субъектов независимо от степени их риска такое ограничение должно сохраниться; кроме того, целесообразно ввести ограничение на общее количество проверок в год. Планируемая же минимизация участия органов прокуратуры в оперативной работе контрольно-надзорных органов создает условия к увеличению количества проверочных мероприятий.

В то же время считаю, что риск-ориентированный подход при условии его детальной проработки, доступности и простоты в понимании, а также заблаговременном доведении до сведения бизнеса может стать действительно полезным, поскольку концепция направлена, в том числе и на снижение общего количества проверок. И, несомненно, позитивные последствия от его введения будут ощутимы для компаний, имеющих низкую и среднюю степень риска.

Положительный опыт других стран, перешедших на риск-ориентированный подход, показателен, и нам следует его перенимать, но все это должно идти не в ущерб бизнесу, и без того переживающему сегодня не самые легкие времена. Будет ли реализована новая концепция проведения проверок и если да, то в каком виде, покажет время.
Рассказать:
Другие мнения
Брославский Лазарь
Брославский Лазарь
К.ю.н., Ph. D (law), общественный консультант юридической фирмы Broslavsky & Weinman
Экологические нарушения: компенсация вреда пострадавшим гражданам
Природоохранное право
Назрела необходимость принятия постановления ВС РФ по этому вопросу
30 Ноября 2021
Самигуллин Дмитрий
Самигуллин Дмитрий
Управляющий партнер Адвокатского бюро RBL/ GRATA INTERNATIONAL, к.ю.н.
Осознанный подход
Корпоративное право
О правовых инструментах для оформления отношений между бизнес-партнерами
30 Ноября 2021
Машков Анатолий
Руководитель группы корпоративного права «Пепеляев Групп»
Особенности и преимущества
Корпоративное право
Об инструментах, регулирующих деятельность совместных предприятий
30 Ноября 2021
Гуляев Сергей
Гуляев Сергей
Советник юридической фирмы INTELLECT, адвокат, арбитражный управляющий
Индивидуальный подход
Арбитражное право и процесс
Как выработать тактику и стратегию защиты члена совета директоров, которому грозит привлечение к субсидиарной ответственности
30 Ноября 2021
Фесько Дмитрий
Фесько Дмитрий
Партнер, председатель Наблюдательного совета (Совета партнеров) Alliance Legal CG, руководитель практики инвестиционного и налогового права
Госконтроль по новым правилам
Гражданское право и процесс
Во взаимоотношениях контрольных органов и контролируемых лиц формируется новая «система координат»
19 Ноября 2021
Милюхин Павел
Милюхин Павел
Директор ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы», руководитель направления профессиональной переподготовки АНО «Рязанский институт дополнительного образования, профессиональной переподготовки и инноваций», к.ю.н., доцент, почетный юрист Рязанской области
В приоритете – объективность
Производство экспертизы
Наличие государственного или негосударственного статуса не влияет на квалификацию судебного эксперта
09 Ноября 2021
Яндекс.Метрика