×

Новая модель проверок бизнеса

Минэкономразвития предлагает ввести риск-ориентированный подход к проверкам бизнеса. При условии его детальной проработки данная инициатива может стать действительно полезной
Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», который должен прийти на смену Федеральному закону № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., регламентирующему порядок организации и осуществления проверок бизнеса органами государственного и муниципального контроля (надзора).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, с марта по июнь 2015 г. планируется проведение масштабных мероприятий по публичному обсуждению положений законопроекта, а внесение в Госдуму намечено на осень.

Несмотря на то что текст законопроекта в открытом доступе пока отсутствует, дискуссии о нем идут довольно активно уже длительное время, и связано это с кардинальным изменением оснований проведения проверок, поскольку предлагается перейти на риск-ориентированную модель реализации контрольных функций при осуществлении плановых проверок. Иными словами, частоту проверок конкретного субъекта предпринимательской деятельности предлагается поставить в зависимость от степени риска причинения вреда, числа ранее допущенных нарушений и ряда других критериев, которые для разных сфер бизнеса должны быть различны. При этом компании с низкой степенью риска будут освобождены от проведения плановых проверок полностью, а в отношении обладающих высокой степенью риска компаний – напротив, таких мероприятий должно стать больше. Основания проведения внеплановых проверочных мероприятий должны остаться прежними.

Предпосылками перехода на риск-ориентированный подход являются:

– недостаточное количество финансовых, материальных и кадровых ресурсов для соблюдения желаемой интенсивности проверочных мероприятий и охвата проверками всех подконтрольных субъектов;

– недопустимо высокие административные барьеры и издержки бизнеса от проведения контрольно-надзорной деятельности.

Но позволит ли новый подход решить проблемы бизнеса?

Мое мнение по этому поводу неоднозначно. Пока отсутствует четкое понимание критериев оценки рисков по каждой сфере и порядка их определения по конкретной компании, но в любом случае это создаст дополнительную нагрузку на бизнес, которому необходимо будет учитывать все критерии. По информации некоторых СМИ («Известия»), объем текущей редакции законопроекта составляет 300 страниц, для сравнения объем действующего Закона в 10 раз меньше, изучение и соблюдение нового правового акта снова должно «лечь на плечи» бизнеса. Кроме того, мы можем уйти от простоты и доступности действующего Закона № 294-ФЗ, ведь сегодня любой предприниматель знает, что по общему правилу плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года. Считаю, что в новой концепции в отношении подконтрольных субъектов независимо от степени их риска такое ограничение должно сохраниться; кроме того, целесообразно ввести ограничение на общее количество проверок в год. Планируемая же минимизация участия органов прокуратуры в оперативной работе контрольно-надзорных органов создает условия к увеличению количества проверочных мероприятий.

В то же время считаю, что риск-ориентированный подход при условии его детальной проработки, доступности и простоты в понимании, а также заблаговременном доведении до сведения бизнеса может стать действительно полезным, поскольку концепция направлена, в том числе и на снижение общего количества проверок. И, несомненно, позитивные последствия от его введения будут ощутимы для компаний, имеющих низкую и среднюю степень риска.

Положительный опыт других стран, перешедших на риск-ориентированный подход, показателен, и нам следует его перенимать, но все это должно идти не в ущерб бизнесу, и без того переживающему сегодня не самые легкие времена. Будет ли реализована новая концепция проведения проверок и если да, то в каком виде, покажет время.
Рассказать:
Другие мнения
Лашин Сергей
Лашин Сергей
Адвокат АП Свердловской области, управляющий партнер АБ «Саетгалиева, Лашин и партнеры»
Смешанная правовая природа мирового соглашения: проблемы оспаривания
Арбитражный процесс
Почему не стоит отвергать эффективные инструменты из других отраслей права
01 марта 2024
Кочеткова Дарья
Кочеткова Дарья
Директор Центра правовой защиты в сфере инфобизнеса МКА «Межрегион»
«Кривые зеркала» блогосферы
Законодательство
Назрела необходимость установления четких рамок работы в данной области
01 марта 2024
Мамаева Зарина
Адвокат АП Республики Дагестан, Дагестанская республиканская коллегия адвокатов
Защита не терпит промедления
Уголовное право и процесс
Перспективы внедрения и правовая природа электронной формы ордера в уголовном процессе
27 февраля 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Проблемы практической реализации возможности использования ордера как электронного документа
Уголовное право и процесс
Необходимо изменение, синхронизация, приведение к единому знаменателю законодательства об адвокатской деятельности, процессуальных законов, а также судебной практики
27 февраля 2024
Багрян Арсен
Багрян Арсен
Адвокат АП Московской области, КАГМ «Вашъ юридический поверенный»
Облегчает вступление в уголовное дело
Уголовное право и процесс
Практика использования электронного ордера будет иметь позитивное значение
27 февраля 2024
Тарасов Евгений
Тарасов Евгений
Адвокат АП Ленинградской области
Сохранить достигнутый уровень
Семейное право
Долевой механизм взыскания алиментов vs твердая денежная сумма
19 февраля 2024
Яндекс.Метрика