×

Новая модель проверок бизнеса

Минэкономразвития предлагает ввести риск-ориентированный подход к проверкам бизнеса. При условии его детальной проработки данная инициатива может стать действительно полезной
Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», который должен прийти на смену Федеральному закону № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., регламентирующему порядок организации и осуществления проверок бизнеса органами государственного и муниципального контроля (надзора).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, с марта по июнь 2015 г. планируется проведение масштабных мероприятий по публичному обсуждению положений законопроекта, а внесение в Госдуму намечено на осень.

Несмотря на то что текст законопроекта в открытом доступе пока отсутствует, дискуссии о нем идут довольно активно уже длительное время, и связано это с кардинальным изменением оснований проведения проверок, поскольку предлагается перейти на риск-ориентированную модель реализации контрольных функций при осуществлении плановых проверок. Иными словами, частоту проверок конкретного субъекта предпринимательской деятельности предлагается поставить в зависимость от степени риска причинения вреда, числа ранее допущенных нарушений и ряда других критериев, которые для разных сфер бизнеса должны быть различны. При этом компании с низкой степенью риска будут освобождены от проведения плановых проверок полностью, а в отношении обладающих высокой степенью риска компаний – напротив, таких мероприятий должно стать больше. Основания проведения внеплановых проверочных мероприятий должны остаться прежними.

Предпосылками перехода на риск-ориентированный подход являются:

– недостаточное количество финансовых, материальных и кадровых ресурсов для соблюдения желаемой интенсивности проверочных мероприятий и охвата проверками всех подконтрольных субъектов;

– недопустимо высокие административные барьеры и издержки бизнеса от проведения контрольно-надзорной деятельности.

Но позволит ли новый подход решить проблемы бизнеса?

Мое мнение по этому поводу неоднозначно. Пока отсутствует четкое понимание критериев оценки рисков по каждой сфере и порядка их определения по конкретной компании, но в любом случае это создаст дополнительную нагрузку на бизнес, которому необходимо будет учитывать все критерии. По информации некоторых СМИ («Известия»), объем текущей редакции законопроекта составляет 300 страниц, для сравнения объем действующего Закона в 10 раз меньше, изучение и соблюдение нового правового акта снова должно «лечь на плечи» бизнеса. Кроме того, мы можем уйти от простоты и доступности действующего Закона № 294-ФЗ, ведь сегодня любой предприниматель знает, что по общему правилу плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года. Считаю, что в новой концепции в отношении подконтрольных субъектов независимо от степени их риска такое ограничение должно сохраниться; кроме того, целесообразно ввести ограничение на общее количество проверок в год. Планируемая же минимизация участия органов прокуратуры в оперативной работе контрольно-надзорных органов создает условия к увеличению количества проверочных мероприятий.

В то же время считаю, что риск-ориентированный подход при условии его детальной проработки, доступности и простоты в понимании, а также заблаговременном доведении до сведения бизнеса может стать действительно полезным, поскольку концепция направлена, в том числе и на снижение общего количества проверок. И, несомненно, позитивные последствия от его введения будут ощутимы для компаний, имеющих низкую и среднюю степень риска.

Положительный опыт других стран, перешедших на риск-ориентированный подход, показателен, и нам следует его перенимать, но все это должно идти не в ущерб бизнесу, и без того переживающему сегодня не самые легкие времена. Будет ли реализована новая концепция проведения проверок и если да, то в каком виде, покажет время.
Рассказать:
Другие мнения
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
«Разгрузка» с риском для стороны защиты
Уголовное право и процесс
Оргвопросы деятельности судов не должны нарушать права и законные интересы участников судопроизводства
20 января 2023
Коновалов Андрей
Коновалов Андрей
Руководитель юридической компании «Щит и Меч»
Понуждение к соблюдению закона или наказание за ошибку?
Налоговое право
Чем является санкция, предусмотренная п. 1 ст. 122 НК РФ
19 января 2023
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат АП г. Москвы, ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н
Общая судьба как основание для солидарности
Природоохранное право
Почему идея о генеральном деликте не распространяется на область охраны окружающей среды
18 января 2023
Буклова Виктория
Буклова Виктория
Адвокат АП г. Москвы, партнер Адвокатского бюро ZKS
Необходимо совершенствование УПК РФ
Уголовное право и процесс
Его содержание нуждается в дальнейшем законодательном регулировании
17 января 2023
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Адвокат АП Ставропольского края, советник ФПА РФ
К вопросу о ревизии регламентации предварительного слушания
Уголовное право и процесс
Ходатайства об исключении доказательств в ходе предварительного слушания есть процессуальный рудимент
17 января 2023
Загайнов Дмитрий
Загайнов Дмитрий
Почетный адвокат России, партнер INTELLECT
Важно правильно расставить все точки над «i»
Уголовное право и процесс
Не упуская из вида оговорки законодателя
17 января 2023
Яндекс.Метрика