×

Новая модель проверок бизнеса

Минэкономразвития предлагает ввести риск-ориентированный подход к проверкам бизнеса. При условии его детальной проработки данная инициатива может стать действительно полезной
Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», который должен прийти на смену Федеральному закону № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., регламентирующему порядок организации и осуществления проверок бизнеса органами государственного и муниципального контроля (надзора).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, с марта по июнь 2015 г. планируется проведение масштабных мероприятий по публичному обсуждению положений законопроекта, а внесение в Госдуму намечено на осень.

Несмотря на то что текст законопроекта в открытом доступе пока отсутствует, дискуссии о нем идут довольно активно уже длительное время, и связано это с кардинальным изменением оснований проведения проверок, поскольку предлагается перейти на риск-ориентированную модель реализации контрольных функций при осуществлении плановых проверок. Иными словами, частоту проверок конкретного субъекта предпринимательской деятельности предлагается поставить в зависимость от степени риска причинения вреда, числа ранее допущенных нарушений и ряда других критериев, которые для разных сфер бизнеса должны быть различны. При этом компании с низкой степенью риска будут освобождены от проведения плановых проверок полностью, а в отношении обладающих высокой степенью риска компаний – напротив, таких мероприятий должно стать больше. Основания проведения внеплановых проверочных мероприятий должны остаться прежними.

Предпосылками перехода на риск-ориентированный подход являются:

– недостаточное количество финансовых, материальных и кадровых ресурсов для соблюдения желаемой интенсивности проверочных мероприятий и охвата проверками всех подконтрольных субъектов;

– недопустимо высокие административные барьеры и издержки бизнеса от проведения контрольно-надзорной деятельности.

Но позволит ли новый подход решить проблемы бизнеса?

Мое мнение по этому поводу неоднозначно. Пока отсутствует четкое понимание критериев оценки рисков по каждой сфере и порядка их определения по конкретной компании, но в любом случае это создаст дополнительную нагрузку на бизнес, которому необходимо будет учитывать все критерии. По информации некоторых СМИ («Известия»), объем текущей редакции законопроекта составляет 300 страниц, для сравнения объем действующего Закона в 10 раз меньше, изучение и соблюдение нового правового акта снова должно «лечь на плечи» бизнеса. Кроме того, мы можем уйти от простоты и доступности действующего Закона № 294-ФЗ, ведь сегодня любой предприниматель знает, что по общему правилу плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года. Считаю, что в новой концепции в отношении подконтрольных субъектов независимо от степени их риска такое ограничение должно сохраниться; кроме того, целесообразно ввести ограничение на общее количество проверок в год. Планируемая же минимизация участия органов прокуратуры в оперативной работе контрольно-надзорных органов создает условия к увеличению количества проверочных мероприятий.

В то же время считаю, что риск-ориентированный подход при условии его детальной проработки, доступности и простоты в понимании, а также заблаговременном доведении до сведения бизнеса может стать действительно полезным, поскольку концепция направлена, в том числе и на снижение общего количества проверок. И, несомненно, позитивные последствия от его введения будут ощутимы для компаний, имеющих низкую и среднюю степень риска.

Положительный опыт других стран, перешедших на риск-ориентированный подход, показателен, и нам следует его перенимать, но все это должно идти не в ущерб бизнесу, и без того переживающему сегодня не самые легкие времена. Будет ли реализована новая концепция проведения проверок и если да, то в каком виде, покажет время.
Рассказать:
Другие мнения
Печерей Иван
Печерей Иван
Партнер юридической группы «Ремез, Печерей и партнеры»
Почему правоохранительные органы видят во враче преступника?
Уголовное право и процесс
Врачебные преступления с неосторожной формой вины должны быть декриминализованы
17 Августа 2018
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Советник ФПА РФ, председатель Комиссии по защите прав адвокатов АП Ставропольского края
КС не хватило воли поправить Закон об ОРД
Правовые вопросы статуса адвоката
Адвокаты должны иметь специальные гарантии как в ходе проведения обыска, так и при производстве ОРМ
17 Августа 2018
Князева Наталья
Князева Наталья
Адвокат Воронежской областной коллегии адвокатов
Как формируется и рассчитывается пенсия
Страховое право
О страховой и накопительной частях пенсии
16 Августа 2018
Лапинский Владислав
Лапинский Владислав
Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры», первый заместитель председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга
Об аккуратности при обращении в высшие суды по вопросам адвокатуры
Правовые вопросы статуса адвоката
Необходимо предварительное обсуждение таких жалоб на уровне ФПА РФ
13 Августа 2018
Шавин Василий
Шавин Василий
Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н.
О постановлении Пленума ВС РФ, касающемся трудовых отношений
Трудовое право
Важные разъяснения, подлежащие применению на практике
13 Августа 2018
Ваюкин Василий
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы
Кассовая реформа: просто о сложном
Гражданское право и процесс
О переходе организаций и ИП на онлайн-кассы и его возможных последствиях
10 Августа 2018