×

Новый год – новый мрот

Насколько адекватны предлагаемые Минэкономразвития меры по неувеличению бремени на самозанятых граждан – покажет время
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат АП Московской области, партнер и руководитель налоговой практики Юридической фирмы Five Stones Consulting
На прошлой неделе Минэкономразвития опубликовало проект поправок в Налоговый кодекс РФ, направленных на изменение формулы, по которой уплачиваются социальные взносы самозанятым населением. Сейчас индивидуальные предприниматели платят страховые взносы в Пенсионный фонд по формуле, включающей минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Риск увеличения бремени сохраняется
В настоящее время расчет взносов в Пенсионный фонд самозанятое население (к которому относятся и адвокаты) осуществляется по следующей формуле:

– в случае если доход плательщика не превышает 300 000 руб. – 1 МРОТ х 26% х 12 мес.;
– в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. – 1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

То есть минимальный размер взносов в Пенсионный фонд при нынешнем МРОТ, равном 7500 руб., составляет 23 400 руб. в год, а максимальный – 187 200 руб. в год.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование рассчитываются по формуле: 1 МРОТ х 5,1% х 12 мес. – и составляют при нынешнем МРОТ 4590 руб.

С учетом того, что в ближайшие годы планируется рост МРОТ до реального прожиточного минимума (с июля 2017 г. он составит 7800 руб., что заметно увеличит размер взносов в Пенсионный фонд и взносов на медицинское страхование уже в следующем году и может довести их до 24 336 руб. (минимальный взнос на обязательное пенсионное страхование), 194 688 руб. (максимальный взнос на обязательное пенсионное страхование), 4773,6 руб. (взнос на ОМС)), Минэкономразвития предлагает исключить привязку расчета страховых взносов в государственные внебюджетные фонды к величине МРОТ и заменить ее на фиксированную величину облагаемой базы в размере ежемесячного дохода, равного величине МРОТ, установленной на 2017 г. (7500 руб.). Предполагается, что так будет обеспечено сохранение приемлемого уровня финансовой нагрузки по уплате страховых взносов для самозанятого населения.

Законопроектом вводится термин «минимальный размер оплаты труда на начало соответствующего периода», который будет отличаться от уже имеющегося в российском законодательстве термина «МРОТ». И если в 2018 г. «минимальный размер оплаты труда на начало соответствующего периода» составит 7500 руб., то далее планируется ежегодная корректировка этой величины «с учетом оценки изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году для цели определения страховых взносов». При отсутствии в законопроекте каких-либо ограничителей неминуемо возникает ощущение, что и эта величина может быть увеличена до любого размера. То есть риск заметного увеличения бремени на самозанятых лиц по-прежнему сохраняется.

Предлагаемый механизм не является панацеей
Детальное изучение законопроекта, выложенного на сайте www.regulations.gov.ru, показывает, что на данном этапе в нем есть неточность: в ч. 2 ст. 1 предлагается внести изменения в ст. 420 Налогового кодекса РФ, тогда как речь в действительности идет о ст. 430 Кодекса. Данная норма содержит формулу для определения величины страховых взносов. Она практически не меняется, за исключением того, что вместо термина «МРОТ» теперь будет использоваться словосочетание «минимальный размер оплаты труда на начало отчетного периода». Попробуем посчитать размер страховых взносов с применением этой формулы и при условии, что минимальный размер оплаты труда на начало соответствующего периода равен 7500 руб.

Итак:
1) Для самозанятого населения с доходом менее 300 000 руб. в год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составят:
7500 х 12 х 26% (тариф, установленный п. 2 ст. 425 НК РФ) = 23 400 руб.
То есть минимальная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не изменится.

2) В случае если величина дохода налогоплательщика составляет более 300 000 руб. в год, эта формула будет выглядеть так же, как и раньше:
7500 х 12 х 26% + 1% от суммы, превышающей 300 000 руб., при максимальной сумме взносов в размере 8 х 7500 х 26% х 12, что составит 187 200 руб.

3) Страховые взносы на ОМС будут определяться по формуле: 7500 х 12 х 5,1%, что составит 4590 руб.

Таким образом, сумма взносов в Пенсионный фонд и взносов на ОМС в связи с предложенными изменениями в 2018 г. точно не вырастет. Рост может произойти в 2019 г., если минимальный размер оплаты труда на начало отчетного периода будет изменен. Очевидно, такое изменение должно будет производиться на основе соответствующего федерального закона о внесении изменений в п. 3.1 ст. 420 Налогового кодекса РФ.

Насколько адекватны предлагаемые законопроектом меры по неувеличению бремени на самозанятых граждан – покажет время. В краткосрочной перспективе (на 2018 г.) эта задача при принятии рассмотренного законопроекта будет решена. Вместе с тем хочется отметить, что предлагаемый механизм все же не является панацеей. Намного более эффективным было бы установление неких фиксированных взносов, размер которых зависел бы, например, от вида деятельности и ее потенциальной доходности. Такой механизм уже был весьма удачно применен законодателем при создании патентной системы налогообложения. Представляется, что его можно было бы применить и при установлении размеров взносов на пенсионное и медицинское страхование.

Рассказать:
Яндекс.Метрика