×

Нужна ли дополнительная конкретизация?

Об уточнении термина «интересы ребенка» в Семейном кодексе в соответствии с традиционными ценностями
Горин Константин
Горин Константин
Генеральный директор юридической компании «Партнер»

В январе в Госдуму внесен проект поправок в Семейный кодекс РФ (законопроект № 534677-8), которым предлагается уточнить понятие «интересы ребенка» в соответствии с традиционными ценностями. К «наивысшим интересам ребенка» авторы законопроекта предлагают отнести защиту жизни и здоровья и сохранение детско-родительских отношений. Также депутаты предлагают исключить положение об обязательном учете мнения ребенка при разводе родителей.

В первую очередь отмечу, что в целом законотворческая инициатива является важным инструментом развития правовой системы и реализации конституционных принципов. Она позволяет гражданам и органам власти активно влиять на процесс законодательной деятельности и создавать справедливые и эффективные законы для общества. В ситуациях родительских споров, касающихся детей, приоритетными вопросами являются права и интересы ребенка. Так, права ребенка определены в Семейном кодексе, а вот понятие «интересы ребенка» законодательно не закреплено. Как правило, под словом «интерес» понимают отношение, выражающее потребность (влечение, желание), или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной и творческой деятельности.

По сути, интерес – это эмоциональный процесс, близкий к удивлению, любознательности, повышенному вниманию к объекту интереса. Как правило, человек испытывает интерес чаще, чем любые другие эмоциональные состояния, поэтому его можно отнести к основным (базовым) эмоциям.

Интересы ребенка, как представляется, необходимо рассматривать с социально-воспитательной точки зрения. Они представляют собой сферы развития личности ребенка, на которые воздействует воспитательный процесс и которые, взаимодействуя между собой, усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

При рассмотрении семейных споров помимо «классических» (письменных) вещественных доказательств одним из особенных видов доказательств являются свидетельские показания. Стоит особо отметить, что судебные доказательства представляют собой сложное образование, включающее различные по происхождению и свойствам элементы.

Так, согласно ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы – суд оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На сегодняшний день сформирована обширная судебная практика в таких непростых и порой «эмоционально окрашенных» категориях судебных споров о детях, в которых судами успешно решаются вопросы, связанные с воспитанием детей, при этом не допускается причинение несовершеннолетнему каких-либо нравственных страданий, а разрешение дела приносит максимальный результат в аспекте учета прав не только спорящих сторон, но и интересов ребенка.

Так, определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г. по делу № 88-12492/2022 оставлены в силе решения нижестоящих судов, принятые по итогам рассмотрения первоначального и встречного исковых заявлений, которыми был определен порядок общения отца с дочерью с учетом мнения обеих сторон и исходя из интересов несовершеннолетней, ее возраста, привязанности к матери и бабушке.

В другом случае определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 июля 2022 г. по делу № 88-15577/2022 оставлены в силе акты нижестоящих судов, принятые по итогам рассмотрения первоначального и встречного исковых заявлений, которыми требования о расторжении брака удовлетворены, место жительства несовершеннолетних детей определено с матерью. Принимая указанное решение, суды учли, что несовершеннолетние дети фактически проживают с матерью; были заслушаны мнения детей, которые пояснили суду, что хотят проживать с матерью, а с отцом жить не желают; приняты во внимание их возраст и привязанность к матери, заключение органов опеки и попечительства.

Также считаю заслуживающим внимания определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2022 г. по делу № 88-12607/2022, которым оставлены в силе решения нижестоящих судов об отказе в удовлетворении искового заявления о лишении ответчика родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. Суды, в частности, учли, что отец желает постоянно видеться с дочерью, участвовать в ее воспитании, по месту жительства характеризуется положительно. Неприязненные отношения между родителями ребенка основаны на препятствиях в общении дочери с отцом, чинимых матерью девочки и ее родственниками. Специалистами отдела по вопросам семьи и детства областной администрации было проведено обследование жилищно-бытовых условий ответчика, на основании беседы с родителями истицы сделан вывод, что истица имеет стойкое негативное отношение к ответчику. Также стало известно, что истица препятствует общению отца с дочерью, что подтвердил ответчик во время беседы со специалистом отдела.

Таким образом, на основе приведенных примеров из судебной практики можно сделать вывод о тенденции разрешения семейных споров с соблюдением не только законных прав и интересов обоих родителей, но и с безусловным соблюдением интересов несовершеннолетних детей.

Семейный кодекс построен на защите интересов ребенка как части семьи. Согласно ст. 1 Кодекса семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ права, свободы и интересы ребенка, как и любого гражданина России, признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, представляется, что выделение в Семейном кодексе понятия «интересы ребенка» будет дублировать положения Основного закона. В связи с этим полагаю, что, несмотря на отсутствие в Семейном кодексе четкого определения термина «интересы ребенка», Конституция РФ и судебная практика достаточным образом раскрывают его, в связи с чем конкретизация термина «интересы ребенка» может привести к дополнительной нагрузке на судебные органы.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Яндекс.Метрика