С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки1 в пенсионное законодательство, согласно которым были выделены две категории пенсионеров – работающие и неработающие.
Казалось бы, Минфин России неоднократно давал разъяснения об освобождении лица, приостановившего адвокатский статус, от уплаты страховых взносов2, но четкого определения, является ли такой пенсионер работающим или нет, в законе не имеется. Однако, как показывает практика, это зачастую становится камнем преткновения в индексации пенсии лицу, приостановившему адвокатский статус.
Попробуем разобраться в истоках проблемы.
На мой взгляд, это объясняется несколькими причинами: от законодательного регулирования до желания адвоката иметь возможность в любой момент вернуться к любимой профессии.
Приняв однажды решение о прекращении статуса адвоката, пенсионер с многолетним стажем адвокатской деятельности будет обязан получать статус в общем порядке, в том числе уплачивать вступительные взносы, сумма которых может оказаться для пенсионера весьма существенной, в связи с чем понятно решение адвоката при достижении пенсионного возраста не прекращать статус, а лишь приостановить его.
С момента вынесения советом адвокатской палаты субъекта РФ решения о приостановлении статуса адвоката его деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи также считается приостановленной. При условии представления в налоговый орган по месту учета соответствующего заявления адвокат освобождается от уплаты страховых взносов. Такие разъяснения были даны в Письме ФНС России от 23 января 2020 г. № БС-4-11/965@ «Об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам», а также в письмах от 29 января 2021 г. № 03-15-05/5692, от 20 апреля 2021 г. № 03-15-05/29562, от 2 июня 2021 г. № 03-15-05/43032, от 1 июля 2021 г. № 03-15-05/51906 и от 18 августа 2021 г. № 03-15-05/66351.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (с учетом повышения данной выплаты) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 6 и 7 ст. 16 Закона о страховых пенсиях) и корректировки размера страховой пенсии (ч. 10 ст. 18), имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).
Из бесед с коллегами из других регионов страны стало очевидно, что проблема индексации сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты характерна преимущественно для Санкт-Петербурга и Москвы, в то время как в других регионах пенсионеры с приостановленным адвокатским статусом получают индексированную пенсию как неработающие.
Так, решением АП Липецкой области от 22 февраля 2013 г. был приостановлен статус адвоката К., который к тому моменту получал пенсию по старости с 21 ноября 2010 г. Сомнений в праве на индексацию пенсии у К. не возникало до момента переезда на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, передачи «выплатного» дела в территориальный орган ПФР и постановки на налоговый учет.
По результатам проверки территориальным органом ПФР правильности назначенной и выплачиваемой К. пенсии по прежнему месту жительства было издано распоряжение о выплате пенсии по новому месту жительства без учета индексации. При этом пенсионный орган сослался на то, что, поскольку К. состоит на налоговом учете в качестве страхователя, за ним сохраняется налоговый контроль и он является работающим пенсионером.
Безусловно, такой вывод не соответствует законодательству, так как в силу ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Следовательно, данные о трудовой деятельности могут быть получены исключительно из сведений индивидуального персонифицированного учета физического лица.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе учет сведений о трудовой деятельности для их использования зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к таковым в том числе относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж периодов деятельности, за которые взносы в ПФР не уплачивались.
Рассмотрев исковое заявление К., Выборгский районный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу о незаконности действий территориального органа ПФР и обязал произвести в отношении истца перерасчет пенсии и фиксированной выплаты с учетом индексации.
Стоит отметить, что каждый подобный случай с адвокатом-пенсионером должен рассматриваться в индивидуальном порядке. Необходимость включения в исковое заявление требования о признании лица неработающим пенсионером за весь период, в течение которого адвокатская деятельность была приостановлена, подтверждается судебной практикой.
1 Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона “О страховых пенсиях”».
2 См., в частности, письма ФНС России от 1 ноября 2017 г. № ГД-3-11/7123@ «Об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС адвокатами, приостановившими свой статус», от 23 января 2020 г. № БС-4-11/965@«Об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам» и от 9 августа 2021 г. № 03-15-05/63779 «Об уплате адвокатом, получающим пенсию за выслугу лет, страховых взносов за себя за 2017 г., в том числе при отсутствии дохода».