×
Егоров Сергей
Егоров Сергей
Управляющий партнер АБ «ЕМПП»
На базе общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ) разработан законопроект об упрощенной процедуре банкротства физических лиц (текст имеется в распоряжении «АГ»). Суть законопроекта сводится к тому, что из общей массы должников – потенциальных банкротов предлагается выделить группу граждан, не имеющих серьезных доходов и имущества для финансирования процедуры своего банкротства. В отношении таких должников при определенных условиях будет возможно применение упрощенной процедуры банкротства с меньшим объемом работы для финансового управляющего, а значит и меньшим размером затрат на его вознаграждение.

Предполагается, что с учетом объема работы по таким процедурам финансовые управляющие смогут вести параллельно несколько таких процедур, что позволит установить вознаграждение за работу финансового управляющего в сумме 10 000 руб. за всю процедуру банкротства. Напомним, что одной из причин, по которым действующий Закон о банкротстве физических лиц так и не заработал в полную силу, эксперты считают несоразмерность трудозатрат финансового управляющего в деле о банкротстве должника-гражданина и установленного законом размера его вознаграждения за всю процедуру – те же 10 000 руб.

Арбитражные управляющие вынуждены отказываться от подобной работы еще и потому, что риски получить в деле о банкротстве административный штраф по формальным основаниям, не причинившим ущерба кредиторам (например, за незначительное нарушение процедурных сроков), достаточно существенны. Нижняя граница такого штрафа начинается от 25 000 руб., а повторное получение административного наказания влечет дисквалификацию с последующим отстранением арбитражного управляющего от работы в делах о банкротстве на срок от шести месяцев до трех лет.

В отношении должников по упрощенной процедуре также предполагается сократить иные издержки в деле о банкротстве, в частности, отменить необходимость публикаций в «Коммерсанте» (стоимость публикации составляет в среднем 9000 руб.) и кратно уменьшить пошлину за подачу заявления должника о своем банкротстве, которая в настоящий момент составляет 6000 руб.

Должник, претендующий на упрощенную процедуру своего банкротства, должен соответствовать следующим условиям:
1) размер задолженности – не менее 50 000 руб. и не более 1 млн руб., при этом в течение 6 месяцев, предшествующих подаче заявления о банкротстве, возникло не более четверти из указанных денежных обязательств;

2) число кредиторов – не более 10;

3) нет требований, обеспеченных залогом;

4) ежемесячный доход должника за шесть месяцев до подачи заявления о банкротстве не превышал трехкратный размер прожиточного минимума должника и его иждивенцев;

5) гражданин не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года, предшествующего подаче заявления о банкротстве;

6) средний остаток средств по банковским счетам должника не превышал за последние шесть месяцев 50 000 рублей;

7) отсутствие у гражданина недвижимого имущества, кроме единственного жилья;

8) общая стоимость имущества гражданина заведомо не превышает 500 000 рублей;

9) гражданин не совершал подозрительных сделок, не менял место жительства, не состоял в браке более трех лет, не является участником коммерческой организации и не имеет судимости.

Для применения упрощенной процедуры банкротства необходимо наличие всех вышеуказанных условий в совокупности.

Указанные условия и ограничения направлены на недопущение возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, которые могут воспользоваться упрощенной процедурой банкротства для обмана своих кредиторов и списания своих долгов в обход общей процедуры банкротства.

Подать заявление по упрощенной процедуре вправе только сам должник. К заявлению прикладывается минимум документов. За указание в заявлении должника заведомо ложных сведений законопроектом предлагается ввести административную и уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан формально проверить достоверность сообщенных должником данных из открытых источников. В случае выявления обмана со стороны должника финансовый управляющий ходатайствует о прекращении упрощенной процедуры банкротства и обращается в правоохранительные органы с заявлением о привлечении гражданина-должника к предусмотренной законом ответственности за указание в заявлении о банкротстве заведомо недостоверных сведений.

При отсутствии обоснованных возражений со стороны установившихся кредиторов банкрота должник предполагается добросовестным и его задолженность по итогам продажи имущества списывается арбитражным судом. Если в течение одного года после завершения упрощенной процедуры банкротства выяснится, что должник ввел кредиторов и суд в заблуждение, завершенное дело о банкротстве должника может быть пересмотрено в общем порядке.

В целом мы поддерживаем предлагаемые нововведения законопроекта. Новая процедура должна стать более доступной для социально незащищенных граждан-банкротов, что позволит им в более простом и быстром порядке списать неподъемную задолженность и продолжить жить и работать с чистого листа. В СМИ появились комментарии о том, что сокращенные сроки упрощенной процедуры могут повлечь проблемы для кредиторов, которые могут не успеть предъявить свои претензии к должнику. Однако, на наш взгляд, законопроект в этом аспекте сбалансирован: не сократив сроки процедуры, нельзя уменьшить ее стоимость. Также существовал довод о том, что 50 000 рублей – это слишком низкий порог для входа в упрощенную процедуру банкротства, его необходимо увеличить, иначе этим могут воспользоваться недобросовестные должники, скрывающие свои истинные активы. С этим доводом мы также не можем согласиться, поскольку законопроект, помимо размера задолженности, предъявляет к должнику, претендующему на упрощенную процедуру, ряд других условий, которые должны отсечь заведомо недобросовестных банкротов со значительными активами. Кроме того, в рамках общей процедуры банкротства должник может подать сам на себя заявление, вообще не имея созревшей задолженности (п. 2 ст. 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и эта норма пока не вызывала у экспертов нареканий.

Важно отметить, что законопроект разработан профессиональным сообществом арбитражных управляющих, а значит, исходит из живой практики применения Закона о банкротстве. Во всяком случае, если законопроект на практике заработает неправильно, например, нагрузит управляющих нерентабельной работой, то искать виноватых им придется уже среди своих представителей.

Рассказать: