×

C начала пандемии COVID-19 и федеральные, и региональные власти пошли по пути выборочной помощи «наиболее пострадавшим» отраслям экономики. Представленный Правительством РФ в конце мая с.г. Общенациональный план действий по выходу из кризиса (далее – Национальный план) пока остается набором разрозненных мер, взятых в основном из ведомственных программ прошлых лет.

К примеру, как восстановлению занятости будут способствовать модернизация тепловой генерации на 400 млрд руб., строительство двух атомных ледоколов стоимостью 100 млрд руб. или докапитализация ВЭБа на 209 млрд руб.? Меры по усилению строительной отрасли, полагаем, связаны в большей степени с новым вице-премьером Маратом Хуснуллиным, чем с пандемией, планируемое развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктур потребует 7–8 трлн руб.

Существенным, на наш взгляд, выглядит только снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30 до 15%: тут федеральный бюджет недополучит 850 млрд руб., но получил ли бы он их, не снизив ставку, – большой вопрос. Остальное представляется весьма скромным: выплаты на детей дважды по 10 тыс. руб. (400 млрд руб.) и регионам с существенным падением доходов (еще 200 млрд руб.).

Любая «раздача» денег и льгот ограниченному кругу лиц по сложной схеме означает задержку поступления денежных средств в экономику: пока будут определены получатели помощи, пока проверят заявителей, а деньги войдут в оборот... Это становится проблемой, потому что уже сейчас граждане России вынуждены отвечать на серьезные вызовы: экономические, политические, психологические.

При снижении экономической активности на 33% и росте безработицы до 6% эти проблемы стали общими для большинства россиян, а не только для 6–8 млн лиц, занятых в пострадавших отраслях. Бизнес-омбудсмен Борис Титов утверждает, что больше половины компаний характеризуют сейчас свое положение как кризисное и пошли на уменьшение зарплат.

Если у компании отсутствует выручка, ее не спасут ни снижение страховых выплат, ни льготные кредиты на выплату зарплаты – как не поможет и ипотека под 6% тем, кто последние несколько месяцев живет в страхе потерять работу или бизнес. Отсюда общее восприятие в обществе – предлагаемая государством поддержка сейчас недостаточна.

В связи с необходимостью скорейшего общего оживления деловой активности предлагаем универсальный метод поддержки экономики – три меры, вводимые сроком на год – до 1 июля 2021 г.

Первая – отмена налога на имущество, уплачиваемого по кадастровой стоимости, а также земельного налога и арендной платы за землю.

Вторая – скидка 50% на все коммунальные платежи предприятиям и гражданам, а также на аренду государственного и муниципального имущества.

Третья – снижение налога для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также самозанятых лиц с 6% до 1%.

Налоги и арендные платежи прямо или косвенно затрагивают всех граждан и юридических лиц. При этом кадастровая стоимость определяется профессиональными оценщиками, максимально точно учитывающими разницу экономических условий в каждом регионе страны, что и делает этот инструмент универсальным средством.

Для владельцев недвижимости ставки налогов и аренды земли составляют 1,5–2% кадастровой стоимости и вместе с коммунальными расходами доходят до 25–35% в совокупной выручке торговых, офисных и иных объектов, доходность от использования которых сейчас редко превышает 8–10% годовых.

В свою очередь, от нагрузки на недвижимое имущество зависят ставки аренды, а арендные платежи также прямо влияют на всех, поскольку торговля – это прежде всего помещения, а значительная часть бизнеса – офисы. При этом по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), только за счет торговли в 2019 г. обеспечивалось до 20% ВВП, 15% рабочих мест и 10% налоговых поступлений в РФ, а падение розничных продаж в настоящее время составляет не менее 23%.

Налог на имущество и земельный налог относятся к региональным налогам и, как и арендная плата за землю, поступают в бюджет субъекта Федерации. Но до 2013 г. налог на имущество по кадастровой стоимости не взимался, поэтому нет оснований полагать, что один год без этих налогов сильно ударит по благосостоянию регионов.

В качестве примера рассмотрим г. Москву. Доходы городского бюджета в 2019 г. составили 2,6 трлн руб., из них 157 млрд – налоги на имущество, 13 млрд – земельный налог и 120 млрд руб. – аренда земли. Таким образом, льготы предприятиям и гражданам лишат столицу 290 млрд руб. – это 11% ее доходов.

Кроме того, бюджеты всех регионов на 2020 г. – 12,1 трлн руб., из них на долю Москвы приходится 23%. Методом экстраполяции (не совсем корректно, но для наглядности) получим, что России льготы в целом обойдутся в 1,3 трлн руб. (меньше 10% от суммы расходов, запланированных согласно Национальному плану).

В текущем году на перечисления из федерального бюджета в регионы запланировано 2,5 трлн руб., а среднегодовое увеличение денежной массы составляет 3,5 трлн руб. (т.е. эти деньги уже есть!). Недополученный доход бюджетов от сдачи в аренду имущества (как 186 млрд руб. в 2019 г. в Москве) будет компенсирован сохранением рабочих мест и деловой активности, от которых, например, столица получает основную часть доходов (в 2019 г. – 900 млрд от налога на прибыль и 1,05 трлн руб. от НДФЛ).

Освобождение от налога на имущество и 50%-ная скидка на оплату коммунальных услуг сроком на год позволят снизить расходы домохозяйств. При этом государство может выступить оптовым покупателем коммунальных услуг, также получив скидку в 50%. В этом случае на эту льготу вообще не будет существенного расходования бюджетных средств.

Упрощение условий получения денежных средств влияет на скорость перезапуска экономики, поэтому для ежеквартального получения освобождения от уплаты указанных налогов и арендных платежей нужны всего два условия: сохранение занятости не менее 90% и предоставление собственниками недвижимости скидки арендаторам (не менее 25% от ставки 2019 г.). В то же время если собственник недвижимости не выполняет условие по предоставлению 25%-ной скидки хотя бы одному арендатору, он лишается льготы в целом. Что касается скидки на коммунальные услуги, то ни гражданам, ни организациям никаких справок не нужно.

В результате все арендаторы помещений, в том числе в офисных и торговых центрах, получат реальное снижение арендной платы минимум на 25%, что даст возможность продолжать бизнес, сохранить рабочие места и поддерживать товарный и денежный оборот. Граждане, в свою очередь, приобретут реальный рост доходов – за счет как снижения текущих расходов, так и сохранения рабочих мест и уровня зарплат.

Наконец, снижение налога для предпринимателей, применяющих УСН, и самозанятых граждан позволит не только стимулировать деловую активность бизнеса, но и привлечь в ряды ИП новых граждан, включая молодежь. Чтобы исключить злоупотребления, можно ввести ограничение: 1% УСН платится на сумму годовой выручки в размере до 25 млн руб., а в случае превышения данного порога сохраняется 6%-ная ставка налога.

Совокупность трех предлагаемых мер позволит запустить «эффект домино», когда деловая активность в одной отрасли экономики будет стимулировать остальные, а сохранение занятости и уровня доходов увеличат совокупный потребительский спрос. Только такое решение, на наш взгляд, сможет обеспечить выход на заданные темпы роста ВВП 2,5% к концу 2021 г.

Наконец, очевидны и политические плюсы. Осознание бизнесом и гражданами, что президент и правительство заботятся обо всех, а не об избранных, повышает доверие к руководству страны, а значит, – напрямую влияет на рейтинг власти.

Сокращенный вариант статьи опубликован на сайте «Ведомостей» 6 июля 2020 г.

Рассказать:
Другие мнения
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Буробин Виктор
Буробин Виктор
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, президент адвокатской фирмы «ЮСТИНА»
Смертная казнь: «за» и «против»
Уголовное право и процесс
Гражданское общество должно понимать, что с введением смертной казни безопасность людей не усилится
27 марта 2024
Яндекс.Метрика