×

«Цифровой след» банкротства как мера повышения социальной ответственности

Проблемы неисполнения долговых обязательств в зеркале статистики
Домино Иван
Домино Иван
Управляющий партнер DOMINO LEGAL TEAM, арбитражный управляющий

Судебный департамент при Верховном Суде РФ представил статистику по делам о банкротстве за 2023 г.

Так, на начало отчетного периода общее количество банкротных дел в России составляло 366 383, из них в отношении юридических лиц – 41 232, индивидуальных предпринимателей – 7148, физических лиц – 318 003. К концу 2023 г. общее количество дел составляло уже 456 063, т.е. рост составил 24%.

Наибольший рост количества дел о банкротстве (37%) пришелся на юрлиц, достигнув 56 550 дел на конец года. Банкротство граждан показало умеренный рост на 23%, достигнув отметки в 392 114 дел. Дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей также стало больше, но всего на 4%.

Практика показывает, что увеличение количества дел о несостоятельности (банкротстве), особенно о банкротстве граждан, зачастую обусловлено деструктивной целью хозяйствующих субъектов ликвидировать «память» о долгах, списать их и избавиться от проблем с кредиторами без каких-то значительных последствий. Последствия банкротства – в том виде, в котором они закреплены действующим законодательством, – на мой взгляд, способствуют «легкому» отношению граждан и организаций к появлению у них задолженности и формированию в сознании мысли о том, что не рассчитываться с кредиторами – нормальное явление.

В 2023 г. завершены 286 818 дел о банкротстве граждан и ИП. Из них не освобождены от долгов 2492 физлица, что составляет менее 1% от общего количества «успешно» завершенных дел. В связи с этим представляется целесообразным законодательными методами повышать социальную ответственность населения: к примеру, ввести «цифровой след» банкротства и (или) социальный балл гражданина, зависящий от его кредитной нагрузки и исполнения обязательств.

Также изменению «климата» в сфере исполнения долговых обязательств могло бы способствовать использование разумных механизмов помощи должникам (сродни «родительской помощи» со стороны арбитражного управляющего и аналога требовательной «материнской заботы» государства о слабых субъектах экономики) – например, процедур медиации между должниками и кредиторами или смещения акцента в сторону оздоровительных процедур.

Вместе с тем статистика показывает, что самыми популярными процедурами банкротства продолжают оставаться конкурсное производство, позволяющее осуществлять руководство должником со стороны конкурсного управляющего, и процедура реализации имущества гражданина-должника.

Количество реабилитационных процедур сокращается, это означает, что они продолжают выполнять «транзитную» функцию. Так, на начало 2023 г. были введены всего 22 процедуры финансового оздоровления, а к концу отчетного года в производстве осталось всего 19 процедур: отрицательная динамика составила 16%. Отрицательную динамику на 16% продемонстрировало и применение к должникам процедур внешнего управления, сократившись за год с 261 до 220 процедур. Количество процедур конкурсного производства сократилось всего на 5%, однако на фоне общего количества дел о банкротстве и длительности фазы наблюдения эта процедура, на мой взгляд, сможет «отыграть» свои позиции в 2024 г.

Анализ статистики позволяет понять причины прекращения судами процедуры банкротства при отсутствии источника финансирования. Если бы арбитражные суды не применяли защитный механизм внесения средств на депозит, количество дел о банкротстве могло бы вырасти еще на 12 739, и тогда рост количества дел о банкротстве юрлиц мог достичь 70%, создав чрезмерную нагрузку как на суд, так и на специальных субъектов.

О колоссальной нагрузке судов, рассматривающих дела о банкротстве, свидетельствует и количество заявлений, рассмотренных в делах о банкротстве. Их число составило 2 608 303. Примечательно, что заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и (или) о взыскании убытков с руководителей должников юрлиц подаются не во всех процедурах банкротства. Например, в моей практике неподача таких заявлений является скорее редким счастливым исключением и зачастую связана с прекращением дела о банкротстве путем погашения задолженности или утверждения мирового соглашения.

Рассказать:
Другие мнения
Байрамукова Светлана
Байрамукова Светлана
Адвокат, член АП Карачаево-Черкесской Республики, адвокатский кабинет «Твое право 09»
Более 50 лет без улучшения жилищных условий
Административное судопроизводство
Позиция ВС укрепляет принцип правовой определенности в спорах о нарушении жилищных прав инвалидов
19 июня 2025
Водолагин Сергей
Водолагин Сергей
Управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд»
Определение действительной стоимости доли не терпит формализма
Корпоративное право
ВС напомнил особенности рассмотрения споров, связанных с выходом участника из ООО
18 июня 2025
Ершов Игорь
Ершов Игорь
Руководитель арбитражной практики АБ г. Москвы «Халимон и партнеры»
Исключение не должно подменять общее правило
Арбитражный процесс
ВС о проблемах старшинства залогов и приоритета дела о банкротстве при защите прав кредиторов
18 июня 2025
Артеменко Игорь
Артеменко Игорь
Адвокат, член АП Краснодарского края
Примирение с потерпевшим – основание для прекращения дела, а не смягчающее обстоятельство
Уголовное право и процесс
ВС РФ поддержал доводы защиты и отменил приговор
17 июня 2025
Мухамбетова Айжан
Мухамбетова Айжан
Управляющий партнер Equal Legal Partners
Аффилированность не отменяет срок исковой давности
Арбитражный процесс
ВС напомнил: срок давности – не условность, а гарантия стабильности гражданского оборота
16 июня 2025
Иванова Юлия
Иванова Юлия
Управляющий партнер юридической компании ЮКО
Тенденции рассмотрения банкротных споров
Арбитражный процесс
Наиболее интересные положения обзора судебной практики Верховного Суда за 2024 год
11 июня 2025
Яндекс.Метрика