Внесение группой депутатов Госдумы законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”» было ожидаемым.
Внимания законодательного органа требовала ситуация, сложившаяся за последние два с половиной года в связи с отменой Верховным Судом РФ по жалобам Фонда социального страхования РФ решений нижестоящих судов, принятых в отношении граждан, получавших страховые выплаты.
Более того, требовали не только внимания, но и правотворческого вмешательства законодателя дела, рассмотренные ВС РФ, и сложившаяся на основе его позиции практика возлагать на гражданина выбор расчетного периода и благоприятный вариант расчета с указанием, что действия чиновников фонда априори правильны, поскольку нет доказательств иного.
Именно то, что «в последние два года суды отказывают обратившимся к ним застрахованным в пересчете размера ежемесячной страховой выплаты в связи с изменением расчетного периода, поскольку такого варианта нет в установленном пунктом 9 статьи 12 Федерального закона № 125-ФЗ перечне случаев возможного перерасчета размера исчисленной и назначенной ежемесячной страховой выплаты», и повлекло вывод депутатов о нарушении права граждан на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей. То есть законодатель в лице своих представителей желает не только указать правоприменителям на неверно толкуемые ими нормы, но и уточнить их так, чтобы не возникало соблазна снова вывернуть их не в пользу граждан.
Справедливости ради стоит отметить, что 26 сентября 2017 г. нынешнее положение дел стало предметом разбирательства в Конституционном Суде РФ. На мой взгляд, он укажет на необходимость внесения изменений в законодательство, касающихся социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с освобождением граждан от необходимости доказывать свое право на выбор наиболее благоприятного для своего кошелька варианта страховых выплат.
Немаловажно и то, что в Фонде социального страхования, в частности среди членов правления, существует понимание того, что региональные отделения фонда расширительно истолковали свои права, а исполнительное руководство фонда упустило из виду необходимость растолковывать подчиненным пределы как правового, так и человеческого вмешательства в судьбы пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Потуги чиновников фонда быть самыми «государственными» из государственных служащих, не являясь таковыми, в попытке не очень законной борьбы за средства фонда, надеюсь, получат достойную оценку сторон, управляющих фондом, – Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов России и Правительства. Это будет самокритично на фоне социальной значимости и первичности прав застрахованных.
Возвращаясь к тексту законопроекта, поступившего в Государственную Думу, хочется отметить, что на фонд предлагается возложить «обязанность предоставлять информацию о размерах ежемесячных страховых выплат, исчисленных из всех вариантов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона».
Закономерный итог борьбы с неверным толкованием норм законодательства, не правда ли?