×
Евдоченко Олег
Евдоченко Олег
Адвокат АП Ставропольского края, адвокатский кабинет «Юстиниан»

Как указано в п. 6 ст. 25 Закона об адвокатуре, вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Несовершение этих операций может являться основанием для отказа во взыскании судебных расходов, а может и не являться. Отсутствие ясности в законе может быть компенсировано судебной практикой и устойчивым, ясным для всех толкованием. Однако в зависимости от региона в судебной практике могут сложиться разные подходы к пониманию и толкованию данной проблемы, что исключает однозначное правоприменение.

Стоит отметить, что для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, названное законоположение, как представляется, несколько искажает смысл положения ГК РФ о расчетах.

Так, в ГК установлено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться наличными денежными средствами (ст. 140; п. 1 ст. 861) без ограничения суммы или в безналичном порядке. При этом расчеты между юридическими лицами также могут осуществляться наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принятыми в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 и 3 ст. 861).

Читайте также
Книга учета доходов и расходов как альтернатива кассовой книге
Особенности ведения кассовых операций адвокатом-«кабинетчиком»
16 февраля 2024 Мнения

В материале адвоката Александра Онучина «Книга учета доходов и расходов как альтернатива кассовой книге», опубликованном в «АГ», п. 6 ст. 25 Закона об адвокатуре предлагается изложить в следующей редакции: «вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования, за исключением адвокатского кабинета, либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением».

Однако, на мой взгляд, эту норму целесообразно изменить таким образом: «Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением» или «Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования или адвокату, учредившему адвокатский кабинет. Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, также могут быть внесены лично адвокату или на его отдельный расчетный счет в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением».

Полагаю, иное регулирование может создать правовое неравенство по сравнению с остальными участниками гражданских правоотношений, а само ограничение не находит какого-либо обоснования, допустимого и необходимого для защиты общественных интересов.

При отсутствии правового регулирования кассовых операций в адвокатском кабинете, а также в условиях отсутствия в гражданском праве адвокатского кабинета как субъекта правоотношений возникает правовая неопределенность, которая лишает ясной и однозначной для всех позиции в применении норм, связанных с вопросами кассы, оснований и порядка учета операций, доказательств совершения денежной, финансовой операции дохода или расхода. Такое положение, как представляется, лишает адвокатов возможности вести нормальную деятельность, ведет к произволу в правоприменении, ставит адвоката в беззащитное положение, вынуждает изобретать неустойчивую практику такого учета операций, который приемлем для всех.

Отказ адвокату, осуществляющему деятельность в форме адвокатского кабинета, в возможности иметь не обязанность, а право на ведение кассы, тоже недопустим. Кроме того, законом не исключена и предполагается деятельность адвоката-«кабинетчика», у которого по найму или на иных условиях работают физические лица. В таком случае нельзя утверждать о необходимости отказаться от понятия адвокатского кабинета как субъекта правоотношений и кассовых операций в нем. В этом случае кассовый учет обретает известную необходимость ведения расчетов внутри адвокатского образования и ясную аналогию ведения учета. Но исключительно аналогию, поскольку при условии «три юриста равно пять мнений» можно получить риск применения и толкования такой аналогии.

Что касается адвоката-«единоличника» (осуществляющего деятельность в форме адвокатского кабинета без наемных работников), то в настоящее время существуют два правовых подхода к решению данного вопроса. Первый заключается в том, что несовершение названных операций исключает доказанность расходов ввиду несоблюдения обязательного для этого требования закона. Второй подход состоит в том, что факт доходов или расходов подтверждается любыми документами, в достаточной мере позволяющими определить все необходимые обстоятельства, – такие, например, как дата, сумма в рублях, расчет и его основание, лица.

При разрешении споров о наличии факта расчетов риск применения первого подхода не исключен, что делает положение адвоката уязвимым, так как по смыслу последовательно высказываемых Конституционным Судом позиций1 неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод.

Одной из проблем также является банковский счет адвоката, учредившего адвокатский кабинет. Банк, открывая счет адвокату-«кабинетчику», относит такой счет к категории предпринимательской деятельности, что прямо противоречит установленному в Законе об адвокатуре смыслу адвокатской деятельности, которая не является предпринимательской. Проблема – как для банка, так и для других участников гражданских правоотношений – заключается в том, что в силу положений ГК отсутствует такой субъект права, как адвокатский кабинет. В итоге банк (для своего правового удобства и как более экономически сильная сторона) предлагает услугу только на таких условиях: счет адвоката в статусе предпринимателя. Адвокаты как более слабая сторона банковских правоотношений в свою очередь открывают личный счет физического лица, что также не соответствует положению Закона об адвокатуре, требующего внесения оплаты на счет адвокатского образования.

Остается доказывать ведение кассовой операции в не существующем юридически субъекте права – адвокатском кабинете – и практически подтверждать, что «при наличии трех юристов может быть пять мнений», из которых «начальник всегда прав», и уповать на «начальника», а не на общепонятные правовые механизмы.

Читайте также
Цифровой рубль – третья форма национальной валюты
Вступил в действие закон, предусматривающий введение в оборот нового финансового инструмента
22 августа 2023 Мнения

Что касается удобной для всех лиц – как совершающих расчеты, так и подтверждающих или проверяющих – той формы учета расчетов, которая легко и без сомнений могла бы отражать необходимые сведения, полагаю, что она сама по себе давно существует. В этом можно убедиться, глядя на то, как обладатель современной банковской карты или смартфона легко и за секунды производит в магазине расчет, не сомневаясь, что у него при этом тут же сохранена электронная запись о произведенной расчетной операции.

Стоит напомнить, что 1 августа 2023 г. вступил в силу Закон2 о цифровом рубле – третьей форме национальной валюты – наряду с наличным и безналичным рублем. Принятый закон закрепляет статус оператора платформы цифрового рубля за Банком России. То есть Банк России будет не только выпускать цифровые деньги, но и отвечать за их сохранность и учет операций. Как это отразится на расчетах и учете операций в адвокатском кабинете, покажет время.


1 См. постановления КС от 20 декабря 2011 г. № 29-П; от 2 июня 2015 г. № 12-П; от 19 июля 2017 г. № 22-П).

2 Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассказать:
Другие мнения
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ
Изменения назрели
Профессиональная этика
Бездействие дискредитирует саму суть адвокатской деятельности
23 апреля 2024
Айрапетян Нарине
Айрапетян Нарине
Адвокат АП Ставропольского края, член Совета АПСК, заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARMIUST»
Главное – оставаться собой
Методика адвокатской деятельности
Самонавязывания недопустимы
23 апреля 2024
Кеда Дарья
Адвокат АП Краснодарского края
Определиться с позиционированием
Методика адвокатской деятельности
Зачем адвокату социальные сети? И как вести блог, чтобы доверитель обращался за юридической помощью?
23 апреля 2024
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Яндекс.Метрика