×

Верховный Суд – о правах пассажиров

Суд разъяснил применение законодательства о договоре перевозки пассажиров и багажа
Карасёва Татьяна
Карасёва Татьяна
Адвокат филиала МРКА (г. Москва) «Адвокатская консультация № 11» (г. Пенза)
«Адвокатская газета» запускает социально ориентированный проект. В рамках нового раздела «АГ-эксперт» адвокаты разъясняют сложные правовые вопросы для граждан, не имеющих юридического образования.

Соавтор: Константин Карташов, адвокат АП Пензенской области

В июне Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». Постановление адресовано в первую очередь перевозчикам, однако при этом затрагивает значительно более широкий круг лиц, поскольку усиливает защиту прав граждан.

Что такое договор перевозки пассажира и багажа и зачем он нужен?

Договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить багаж и выдать его управомоченному лицу; пассажир обязуется уплатить за проезд, а при сдаче багажа – за его провоз1.

Договор перевозки пассажира и багажа нужен, чтобы закрепить условия сотрудничества между заказчиком и транспортной компанией. В договоре прописываются возможные спорные ситуации и пути их решения.

1 Пункт 1 ст. 786 ГК РФ.


Может ли перевозчик требовать вознаграждение за оформление проездного билета?

Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.

Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными1.

Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги2.

1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

2 Статья 1005 ГК РФ.


Что, если проездной билет или багажная квитанция потеряны либо являются неправильными?

В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции1. Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее2.

1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

2 Статья 55 ГПК РФ.


На что вправе рассчитывать пассажир, если он не может продолжить поездку в предоставленном транспортном средстве?

В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком1. Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков2. При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию3.

1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.


Несет ли ответственность перевозчик за неисполнение обязательств?

Если перевозчик не исполнил свои обязательства, он несет ответственность, которая установлена Гражданским кодексом, Уставом и соглашением сторон1. При этом условия договора перевозки об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное не следует из положений Устава2.

1 Пункт 1 ст. 793 ГК РФ.

2 Пункт 2 ст. 168 ГК РФ.


Отвечает ли перевозчик за действия лиц, к услугам которых прибегает для осуществления перевозки?

Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные1. Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

1 Статья 403 ГК РФ.


На что может рассчитывать пассажир, если перевозчик задержал доставку багажа?

В этом случае перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы1. При этом уплата штрафа2 не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

1 Часть 12 ст. 34 Устава.

2 Часть 12 ст. 34 Устава.


Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа?

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.)1. Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.


Что делать, если багаж был утрачен или поврежден?

В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку1.

1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.


Как будет возмещаться ущерб?

При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости1.

Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть2. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.


Кто будет нести ответственность за повреждение багажа, если он был плохо упакован?

Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром1.

Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах2.

1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.


Кто несет ответственность за утрату или повреждение ручной клади?

Риск утраты, недостачи или повреждения ручной клади лежит на пассажире1. Ответственность может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

1 Часть 10 ст. 34 Устава.


Обязан ли гражданин до обращения в суд предъявить претензии перевозчику?

Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней1.

1 Часть 1 ст. 40 Устава.


Есть ли временные ограничения для обращения в суд с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира?

Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска1.

1 Статья 208 ГК РФ.


Если суд признал нарушение прав пассажира, будет ли взыскан штраф с перевозчика?

При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование1.

Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.


В течение какого времени перевозчик может обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба?

Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год1. В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

1 Статья 42 Устава.

Рассказать:
Другие мнения
Горин Егор
Горин Егор
Партнер, руководитель практики судебной защиты КСК групп
Правомерен ли зачет неустойки против основного долга?
Арбитражное право и процесс
ВС рассмотрел взаимные претензии комиссионера и комитента под неформальным углом
26 Ноября 2020
Базаров Дмитрий
Базаров Дмитрий
Адвокат, партнер BGP Litigation
Оспаривание зачета в банкротстве: новый подход Верховного Суда
Арбитражное право и процесс
Есть ли разница между сальдо и зачетом?
25 Ноября 2020
Семикина Елена
Семикина Елена
Адвокат Томской объединенной коллегии адвокатов

«Мучительная агония преюдиции» в гражданском процессе
Арбитражное право и процесс
Применение норм о преюдиции в актах высших судебных инстанций
24 Ноября 2020
Козенков Александр
Решение о сносе мусорного полигона в Архангельской области устояло в апелляции
Арбитражное право и процесс
Суды выявили ряд нарушений, допущенных при строительстве объекта
23 Ноября 2020
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат, партнер Five Stones Consulting
Не ухудшает, но и не улучшает…
Конституционное право
Конституционный Суд пока не разрешил коллизию позиций судов и ФНС
20 Ноября 2020
Краснова Ирина
Краснова Ирина
Адвокат, партнер CriminalDefenseFirm
Карантин в СИЗО – не повод лишать права на участие в заседании суда
Уголовное право и процесс
Избрание и продление стражи в отсутствие подзащитного не должно стать нормой
19 Ноября 2020