Сегодня Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”». Поправки подготовлены Роспотребнадзором в связи с отсутствием правового регулирования деятельности информационных посредников, выступающих получателями денежных средств за размещение на сайтах информации о товарах и услугах, при этом не являющихся их реальными продавцами.
Законопроектом предлагается ввести понятие «агрегатор товаров (услуг)», причем такие агрегаторы будут выступать в качестве самостоятельных субъектов ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товаре или услуге. Предусматриваются обязанность агрегаторов доводить необходимую информацию до потребителя и ответственность за реальный ущерб в пределах суммы предварительной оплаты товара (услуги), возникший вследствие предоставления агрегатором заведомо недостоверной информации о товаре или услуге, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем.
Комментируя предлагаемые изменения, старший партнер юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков отметил, что законодатель снова поднимает вопрос ответственности информационного посредника, на этот раз – в сфере потребительских отношений. Эксперт подчеркнул, что границы этих отношений лежат далеко за рамками ст. 1253.1 ГК РФ и являются предметом смешанного регулирования норм о дистанционной торговле, защите прав потребителей и в отдельных случаях норм о регулировании интеллектуальной собственности. Принятие данных поправок, по мнению Павла Каткова, затронет интересы крупных игроков – таких, как Яндекс.Маркет, и другие подобные сервисы.