×

Эксперты «АГ» проанализировали решение Верховного Суда о признании экстремистским «движения ЛГБТ»***

Суд указал, что деятельность этого движения создает реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, общественному порядку, направлена на уничтожение традиционного представления о браке, семье и конституционного порядка
Фото: пресс-служба ВС РФ
Большинство экспертов обратили внимание на фактическую невозможность обжалования данного решения ВС, поскольку в рамках административного судопроизводства в апелляционном порядке может быть обжалован судебный акт только лицом, участвовавшим в деле, а в данном случае его фактически нет.

Еще 20 ноября 2023 г. Верховный Суд в закрытом заседании вынес решение по делу № АКПИ23-990С, которым было удовлетворено административное исковое заявление Минюста России о признании экстремистским «международного общественного движения ЛГБТ» (признано экстремистским и запрещено в России. – Прим. ред.). В январе решение суда было опубликовано изданием «Свободные новости», в связи с чем «АГ» предложила экспертам проанализировать представленные в нем выводы. При этом стоит отметить, что официально решение на сайте Верховного Суда не опубликовано ввиду закрытости процесса.

Основания для удовлетворения иска Минюста

Минюст России обратился в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании «международного общественного движения ЛГБТ» экстремистской организацией и запрете его деятельного на территории РФ. В судебном заседании представители ведомства пояснили, что деятельность данного движения носит экстремистский характер и представляет реальную угрозу основам конституционного строя РФ, общественной безопасности и здоровью граждан.

ВС пришел к выводу, что с 1984 г. на территории РФ действует «международное общественное движение ЛГБТ» (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей), возникшее в США в 60-х гг. ХХ в. как часть политики ограничения рождаемости, наряду с прочим предлагающей поощрение нетрадиционных семейных отношений. Суд отметил, что данное движение пропагандирует идеологию разрушения традиционных ценностей семьи и брака посредством достижения полной моральной эквивалентности нетрадиционных сексуальных отношений с традиционными, легализации однополых браков, возможности усыновления и воспитания детей однополыми парами, стремится к закреплению в общественном сознании и на законодательном уровне пропагандируемой им идеологии.

ВС полагает, что появление в России сторонников и последователей движения ЛГБТ, формирование его структурных подразделений обусловлены внешнеполитическим воздействием, целями которого являются устранение морального осуждения, традиционно сопровождающего противоестественные сексуальные отношения, продвижение идеологии этого движения и закрепление ее на государственном уровне.

Как указано в решении, движение не имеет на территории РФ регистрации и единой структуры, состоит из различных незарегистрированных организаций, в том числе международных неправительственных организаций, сообществ, групп, включающих лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, а также отдельных активистов и участников, не являющихся таковыми, но осуществляющих свою деятельность в интересах ЛГБТ.

ВС подчеркнул, что в настоящее время указанное движение получило распространение на территории более 60 субъектов РФ. Оно приобретает новые формы за счет присоединения к нему значительного числа участников интернет-сообществ, проживающих за рубежом и активно поддерживающих и пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения, с выделением в его структуре инициативной группы, которая осуществляет свою деятельность на территории более 25 стран.

Суд пояснил, что отдельные структурные подразделения ЛГБТ начиная с 2013 г. представляют альтернативные доклады в Комитет по правам человека ООН о положении ЛГБТ-сообщества на территории РФ, которые содержат искаженную информацию о правах лиц, относящих себя к ЛГБТ (отсутствие антидискриминационного законодательства, защиты от преступлений на почве ненависти, ущемление гражданских и политических прав), с целью формирования отрицательного образа России в международно-правовом поле.

Источниками финансирования деятельности движения в России, как разъяснено в решении, являются зарубежные правительственные и неправительственные некоммерческие организации, фонды или связанные с движением организации, а также добровольные пожертвования. Кроме того, используются гранты из США, Великобритании, Нидерландов, Швеции, Финляндии и дотации из фонда Сороса.

Верховный Суд отметил, что движение ЛГБТ, международный характер деятельности и иностранное финансирование которого подтверждены материалами дела, определяется многочисленностью участников (охватывает территории РФ и иностранных государств), устойчивостью, распределением ролей (в каждой группе есть модератор, он же организатор деятельности так называемой ЛГБТ-ячейки, отвечающий за связь между участниками, подбор помещения для проведения собраний, организацию финансирования и выполняющие прочие функции целях ее деятельности). Подчеркивается, что участников движения объединяет наличие определенных нравов, обычаев и традиций (например, гей-парады), схожий образ жизни, общие интересы и потребности, специфический язык (использование потенциальных слов- феминитивов, таких как руководительница, директорка, авторка, психологиня).

В решении указано, что проявлением экстремизма являются общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю РФ, нарушению единства и территориальной целостности РФ.

ВС пояснил, что международное общественное движение ЛГБТ по своей сути является деструктивным идеологическим механизмом воздействия на граждан, в том числе несовершеннолетних, угрожает демографической ситуации в стране, способствует созданию условий для саморазрушения общества, ослабления семейных связей, причиняет вред нравственному здоровью людей, навязывает представления, предполагающие отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни. Используя структуру движения, его участники проводят широкую агитационную и пропагандистскую работу по распространению указанной деструктивной идеологии как в интернете, так и путем издания печатной продукции, уточнил Суд.

Он отметил, что согласно заключению экспертов Нижегородской академии МВД РФ названное движение оказывает негативное влияние на различные группы населения, включая детей и подростков. Демонстративно-агрессивный, навязчивый характер пропаганды ЛГБТ-идеологии, провокационный по своему содержанию и смысловой направленности, по существу является идейно-ценностной экспансией и противоречит традиционным российским духовно-нравственным и семейным ценностям, предопределенным историческими, культурными и иными традициями РФ, счел ВС.

Подобная деструктивная деятельность, по мнению Суда, грубо нарушает конституционно защищаемые права и интересы детей как важнейшего приоритета государственной политики России.

Более того, в решении поясняется, что участники движения активно выражают позицию, связанную с игнорированием и несоблюдением принятых на территории России законов, в агрессивной форме высказывают свое негативное отношение к решениям органов государственной власти и призывают других лиц поддерживать подобную позицию. При этом представители движения ведут среди граждан РФ активную агитационную кампанию, направленную на изменение существующих законов либо отмену принятых законов, ограничивающих, по их мнению, права участников движения. Как считает ВС, указанные действия представляют собой наиболее яркое проявление экстремистской деятельности движения ЛГБТ.

Суд подчеркнул, что деятельность этого движения носит экстремистский характер, создает реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан, общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству, направлена на уничтожение традиционного представления о браке и семье и конституционного порядка.

ВС посчитал заслуживающими внимания доводы Минюста о том, что масштабы распространения движения и его организованность, а также то, что его деятельность координируется в том числе с территории и иностранных государств, создают угрозу использования антироссийскими силами многочисленных участников движения для вмешательства во внутренние дела РФ и дестабилизации общественной-политической ситуации и национальной безопасности Российской Федерации.

Помимо этого в решении обращено внимание, что из поступивших в ВС РФ от российских граждан и организаций, относящих себя к ЛГБТ-сообществу, заявлений процессуального характера прослеживается, что заявители полностью поддерживают экстремистскую деятельность движения, самостоятельно выступают в СМИ и международных организациях, создают печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные материалы, предназначенные для публичного использования по теме положения ЛГБТ в России и мире, распространяют документы и материалы, пропагандирующие идеи движения, организуют и участвуют в публичных мероприятиях с демонстрацией символики движения, в создании, деятельности и финансировании структурных подразделений движения и намерены продолжать подобную деятельность дальше.

Таким образом, Верховный Суд удовлетворил исковое заявление Минюста России, признав международное общественное движение ЛГБТ и его структурные подразделения экстремистскими, и запретил их деятельность на территории РФ. Решение о запрете движения ЛГБТ вступило в силу немедленно.

Читайте также
Принят закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений
Согласно изменениям, внесенным в Закон об информации и в КоАП, распространение такой информации будет наказываться административным штрафом

25 ноября 2022 Новости

Эксперты прокомментировали решение

Генеральный директор, партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что решение ВС можно назвать прецедентным. Его последствия могут проявиться в привлечении к соответствующей административной и уголовной ответственности лиц, поддерживающих ЛГБТ-движение, пропагандирующих его ценности, противопоставляющих себя традиционным ценностям и взглядам общества, иным образом выражающих поддержку данному движению, отметил он.

Антон Алексеев обратил внимание, что ВС РФ уже признавал до этого экстремистским движение АУЕ («Арестантское уголовное единство») (признано экстремистским и запрещено в России. – Прим. ред.), которое также является незарегистрированным и не имеет какой-либо официальной структуры членства и управления. Эксперт указал: несмотря на то, что ЛГБТ-движение не имеет четкой организационной публичной и официальной структуры, не зарегистрировано как общественное движение, такое незарегистрированное движение может быть признано экстремистским и запрещено, так как российское законодательство не исключает и допускает существование общественного движения без юридической регистрации.

Читайте также
Пленум ВС отказался от упоминания о веб-конференции в постановлении об апелляционных нормах КАС
В итоговой редакции документа фигурирует лишь возможность проведения заседания суда апелляционной инстанции при помощи традиционной ВКС, хотя в проекте постановления имелось указание и на применение нового формата – веб-конференции
11 июня 2020 Новости

«Возникает существенный вопрос о возможности обжалования рассматриваемого решения ВС РФ, так как в рамках административного судопроизводства в апелляционном порядке может быть обжалован судебный акт только лицом, участвовавшим в деле (в данном случае его фактически нет), либо теми лицами, которые не были привлечены к участию в нем. При этом лица, на чьи права и интересы распространяется принятое решение, не обладают правом на его обжалование, как следует из Постановления Пленума ВС РФ от 11 июня 2020 г. № 5. Также, если предположить, что какая-то организация или иное лицо попытается обжаловать решение на основании того, что его не привлекли к участию в деле, то это будет, по сути, признанием того, что движение ЛГБТ существует и имеет определенную организационную структуру», – рассуждает Антон Алексеев.

Адвокат, член Комиссии по правам человека АП Санкт-Петербурга Андрей Федорков считает, что решение ВС, безусловно, является революционной вехой в правоприменении во многих отношениях, начиная от рассмотрения иска в отношении несуществующего ответчика, которого невозможно идентифицировать и известить о судебном разбирательстве, и заканчивая уровнем использованной аргументации для обоснования выводов, изложенных в тексте судебного акта. При этом, как заметил эксперт, несмотря на абстрактный характер запрещенного движения, вполне определенные правовые последствия, в том числе привлечение к уголовной ответственности по ст. 282.2 УК РФ, способны наступить в отношении конкретных категорий людей, перечисленных в решении.

Как пояснил Андрей Федорков, наказаны могут быть как сообщества, группы, организации, объединяющие лиц «нетрадиционной сексуальной ориентации», так и отдельные индивидуумы, необязательно принадлежащие к ЛГБТ-персонам, но в действиях которых правоприменитель по своему усмотрению выявит «деятельность в интересах движения». «К таковой, в примеру, исходя из решения, можно отнести комментарии в социальных сетях и мессенджерах, подписки на тематические интернет-ресурсы, издательство и авторство литературно-художественных произведений, кино- и видео-продукции, затрагивающих тематику “нетрадиционных сексуальных отношений”, или намеки на таковую», – уточнил эксперт.

Он подчеркнул, что в решении ВС уже указано установленное количество физических лиц (281), пропагандирующих и участвующих в деятельности движения, перечислены конкретные общественные организации в качестве структурных подразделений, названы отличительные признаки (к примеру, использование «потенциальных слов-феминитивов»).

Эксперт заметил, что указанное решение Суда фактически невозможно оспорить, несмотря на существующую теоретическую процессуальную возможность. «Кроме того, данный судебный акт подлежит немедленному исполнению, в силу чего любой субъект, который попытается заявить о себе как о стороне ответчика или как о лице, не привлеченном к участию в деле, вопрос о правах и обязанностях которого был разрешен судом, подвергается риску административного или уголовного преследования, учитывая складывающуюся правоприменительную практику, даже несмотря на ч. 2 ст. 265 КАС РФ», – прокомментировал Андрей Федорков.

Юрист по правам человека Максим Оленичев (признан в РФ СМИ, выполняющим функции иностранного агента. – Прим. ред.) считает, что решение Верховного Суда – это не правовой, а идеологический документ, так как в судебном акте практически отсутствует правовой анализ, а выводы ВС не основаны на фактических обстоятельствах по делу. Кроме того, по его словам, в решении собраны многие мифы в отношении ЛГБТ-людей, и при его прочтении складывается впечатление, что оно содержит описание борьбы «традиционных» и «нетрадиционных» ценностей.

«Как и многие решения о признании организаций “экстремистскими”, такое решение ВС РФ открывает путь для применения административной и уголовной ответственности в отношении тех, кого правоохранительные органы могут посчитать причастными к несуществующей организации “Международное общественное движение ЛГБТ”», – указал Максим Оленичев.

Он добавил, что российские антиэкстремистское законодательство неоднократно подвергалось критике в связи с тем, что устанавливаемые им запреты не являются ясными, четкими: «При этом такая ситуация позволяет привлекать людей к ответственности за нарушения таких неясных запретов, что нарушает требования к “качеству закона”, а значит, позволяет утверждать о том, что такие решения могут быть признаны неправовыми».

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что все причастные к деятельности экстремистской организации могут попасть в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. По закону Росфинмониторинг передает этот Перечень в банки, которые могут арестовать денежные средства, размещенные на вкладах, и приостановить операции по счетам и вкладам данных физических и юридических лиц.

Валентина Ященко напомнила, что также в России существует Федеральный список экстремистских материалов, который ведет Минюст России. В случае признания организации экстремистской публикация ее официальной символики запрещается. К ним относятся и логотипы, даже если эта организация не была официально зарегистрирована, пояснила она. Адвокат указала, что перепечатка материалов организации, признанной экстремистской, а также ссылки на них могут стать причиной для блокировки ресурса по Закону об информации, информационных технологиях и о защите информации, а систематическая публикация материалов экстремистской организации может стать основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 282.2 УК.

Стоит отметить: судя по карточке дела № АКПИ23-990С, ряд организаций и граждан пытались обжаловать решение ВС в апелляционном порядке, однако их жалобы были возвращены в связи с тем, что заявители не являются лицами по делу.

Рассказать:
Яндекс.Метрика