Модератором дискуссии выступил партнер Dentons Europe Гленн Коллини. В обсуждении приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин, советник DLA Piper France LLP по Pro Bono в Европе Озгюр Кахале, председатель Федеральной судебной комиссии по назначению судей Флориды по Южному округу Кендалл Коффи, управляющий партнер адвокатского бюро 'RBL' Дмитрий Самигуллин, директор российского филиала института «Право общественных интересов» (PILnet) Дмитрий Шабельников, руководитель Директората по правам человека Совета Европы Христос Якумопулос, а также доцент кафедры трудового права и охраны труда, директор Юридической клиники Санкт-Петербургского государственного университета Елена Доброхотова.
Как отметили эксперты, услуги pro bono уже стали глобальной практикой. Подтверждением этому является, в том числе, новый проект России и Совета Европы в сфере оказания бесплатной юридической помощи. Проект «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан» предполагает на первом этапе реализации создание аналитической модели оценки спроса и предложений бесплатной юридической помощи. Для этого будет проведен сравнительный анализ систем подобных услуг в ряде стран-членов Совета Европы. В рамках второго этапа модель будет апробирована в двух регионах с различными демографическими показателями и разной организацией систем бесплатной правовой помощи. Заключительным этапом станет оценка результатов пилотных проектов, они будут представлены на конференции по вопросам обобщения полученного опыта и распространения лучших подходов на все остальные субъекты Российской Федерации.
«Проект Совета Европы совместно с Министерством юстиции Российского Федерации, а также при поддержке Герцогства Люксембург по оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан должен предоставить доступ к правосудию и возможность каждому защищать свои права в соответствии со стандартами прав человека. Я считаю, что развитие услуг pro bono по всему миру связано с ответственностью государства перед своими гражданами, с обеспечением доступа граждан к правовой помощи в области уголовного права», – сказал руководитель Директората по правам человека Совета Европы Христос Якумопулос.
Большую роль в распространении практики pro bono в мире сыграло появление глобальных юридических фирм, то есть фирм, имеющих офисы не только в стране происхождения. Такую точку зрения высказал директор российского филиала Института «Право общественных интересов» Дмитрий Шабельников. «По моим наблюдениям для того, чтобы ответить на вопрос, как и почему pro bono стало глобальным явлением, есть два параллельных аспекта глобализации – глобализация извне и глобализация изнутри. Когда я говорю про глобализацию извне, то имею в виду глобальные юридические фирмы, обладающие огромными ресурсами как денежными, так и людскими. Большинство из них американские, и на протяжении 20 лет многие из них принимают участие в проекте Pro Bono Challenge. При подписании этого “вызова” фирмы обязуются либо тратить 3 или 5 процентов рабочего времени в год на pro bono, либо 60 или 100 часов в год в перерасчете на одного юриста. И другой аспект – глобализация изнутри. В 2000-х годах были приняты так называемые декларации pro bono. Они мало что значат в практическом смысле, но представляют собой поддержку принципа pro bono обществом, государством и судебной системой», – пояснил Шабельников.
Участники также отметили, что привлечение к работе pro bono школ права и ассоциации юристов является важной частью формирования глобальной практики по оказанию бесплатных юридических услуг. Как рассказал председатель Федеральной судебной комиссии по назначению судей Флориды по Южному округу Кендалл Коффи, необходимо поощрять заинтересованность студентов юридических факультетов в создании юридических клиник. «Обучение предоставлению услуг pro bono является обязательным условием в юридических школах США и Великобритании. Это играет важную роль. В Нью-Йорке, например, существует обязательное требование по предоставлению услуг pro bono, без которых молодые юристы не могут окончить свое образование – школы требуют определенное количество часов pro bono. Мне кажется, что это важный шаг, который говорит будущим юристам о важности подобной помощи и подобных программ», – сказал Кендалл Коффи.
Эксперты отметили, что в сфере оказания услуг pro bono есть и ряд проблем. К их числу специалисты отнесли качество оказываемых юридических услуг pro bono и осведомленность граждан о подобном виде правовой помощи. «Если мы говорим о России, то тема pro bono – та тема, которую нужно обсуждать практически в ежедневном режиме. Правовое просвещение населения, культура права и уровень правовой безграмотности населения примерно такие же, что и сто лет назад. В этом виноваты мы, юристы. Мы монополизировали право на право. Граждане не знают свои права и механизмы их защиты. Стоит признать, что с точки зрения оказания услуг pro bono Россия находится на периферии. В нашей стране нам нужна не глобализация, а имплементация pro bono, причем имплементация должна происходить через юристов.
Pro bono – это та правовая форма, которая сможет стать еще одним механизмом защиты гарантий конституционных прав граждан», – уверен Константин Добрынин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Участники дискуссии пришли к выводу, что в системе предоставляемой юридической помощи сильные стороны есть и у обязательных государственных субсидируемых услуг, и у услуг pro bono. В стройной системе оказания правовой помощи они должны дополнять друг друга.