×

Контракты о прохождении военной службы будут заключаться и с подсудимыми

Дума приняла закон о том, что контрактниками смогут стать отдельные категории обвиняемых на этапе судебного производства, когда дело в отношении них находится в производстве суда первой и апелляционной инстанции
Фотобанк Лори
По мнению одного из экспертов «АГ», остается нерешенным вопрос защиты прав потерпевших, в том числе предъявляющих какие-либо требования к подсудимому, например о взыскании морального вреда или о возмещении материального ущерба. Другой счел, что этот закон благоприятным образом повлияет на обороноспособность государства. Третий высказал опасение, что закон может негативно сказаться на качестве следствия, так как следователи будут осознавать, что к анализу доказательств стороны в суде не приступят.

24 сентября Госдума приняла поправки в Закон о воинской обязанности и военной службе (законопроект № 708911-8), согласно которым контракты о прохождении военной службы могут быть заключены с подсудимыми.

Поправки вносят изменение в подп. «б» п. 5.1 ст. 34 Закона о воинской обязанности и военной службе «Заключение контракта о прохождении военной службы». Согласно им в период мобилизации, в период военного положения и в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ может быть также заключен, в том числе, с гражданами, совершившими преступления (за рядом исключений), в отношении которых производство по уголовному делу приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения) в случаях, предусмотренных УПК РФ. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Читайте также
В Думу внесен проект Верховного Суда о порядке освобождения участников СВО от уголовной ответственности
Согласно поправкам, для обвиняемых, призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ или заключивших контракт, предусматривается приостановление производства по уголовному делу, отмена меры пресечения и освобождение от уголовной ответственности на стадии судебного производства
02 сентября 2024 Новости

Из пояснительной записки к поправкам следует, что они разработаны во взаимосвязи с законопроектом № 705033-8 о внесении изменений в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ, направленным на совершенствование правового механизма приостановления в отношении лиц, заключивших контракт с Вооруженными силами РФ в период СВО, производства по уголовному делу, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу. Как поясняется, контрактниками смогут стать не только лица, имеющие судимость, совершившие преступления или отбывшие наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена, но и отдельные категории обвиняемых на этапе судебного производства, когда прокурором уголовное дело в отношении них направлено в суд для рассмотрения по существу и находится в производстве суда первой и апелляционной инстанции.

Юрист, к.ю.н. Николай Кириченко полагает, что принятый закон не является «революционным», а лишь дополняет ранее принятую концепцию, согласно которой лица, совершившие определенные преступления, могут быть призваны на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные силы либо заключить в этот период контракт о прохождении военной службы. «Однако если ранее соответствующий контракт с подозреваемым или обвиняемым мог быть заключен на стадии предварительного расследования, то в настоящее время он может быть заключен на любом этапе рассмотрения уголовного дела, в том числе и с подсудимым. В последующем такие лица, как правило, принимают участие в СВО», – пояснил он.

Эксперт также отметил, что ч. 1 ст. 78.1 УК РФ установлены основания для освобождения от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время. «Также следует отметить, что наше государство уже имеет исторический опыт применения аналогичных правовых механизмов. Например, 28 июля 1942 г. в связи с осложнением обстановки на фронтах был издан приказ № 227, известный как “Ни шагу назад!”, который, в частности, предусматривал создание штрафных батальонов и применение жестких мер к бойцам и командирам, самовольно покидавшим боевые позиции. В штрафбатах военнослужащие кровью искупали свою вину в борьбе за Родину. Возможно, появление этого закона повлечет незначительное снижение объемов работы для адвокатов, так как при заключении соответствующего контракта не будет необходимости в получении услуг защитника. Вместе с тем принятое изменение представляет собой важное и значимое совершенствование законодательства, позволяющее благоприятным образом повлиять на обороноспособность нашего государства», – полагает Николай Кириченко.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Александр Передрук отметил, что принятый закон позволит подсудимым заключать контракты о прохождении военной службы в рядах Вооруженных сил. «Действующее законодательство наделяет таким правом только обвиняемых и уже осужденных, т.е. гражданин может заключить такой контракт с момента возбуждения в отношении него уголовного дела и до рассмотрения его судом либо уже после приговора суда. Иными словами, законодательная инициатива направлена на восполнение этого пробела. Вместе с тем остается нерешенным вопрос защиты прав потерпевших, в том числе предъявляющих какие-либо требования к подсудимому, например о взыскании морального вреда или о возмещении материального ущерба. В случае приостановления производства по делу такие иски не могут быть рассмотрены даже в части признания права на компенсацию. Однако эта проблема аналогична и в ситуации приостановления предварительного следствия по делу», – полагает он.

Председатель КА «Династия», доцент ГАУГН Борис Асриян считает, что на первый взгляд этот закон носит технический характер и приводит законодательство о военной службе в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством. «Однако, возможно, данное положение вызвано складывающейся практикой, когда орган следствия не приостанавливает предварительное следствие по ходатайству командования воинской части или уклоняется от приостановления под различными предлогами. Дело в том, что порядок взаимодействия следствия и командования в этих вопросах должным образом не урегулирован. Теперь же следствие может официально ссылаться на возможность приостановления производства по делу и на судебных стадиях. Полагаю, это будет использовано для улучшения статистических показателей по направленным в суд делам. При этом очевидно, что качество такого следствия резко ухудшится, так как следователь будет осознавать, что к анализу доказательств стороны в суде приступить все равно не успеют», – отметил он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика