24 сентября Госдума приняла поправки в Закон о воинской обязанности и военной службе (законопроект № 708911-8), согласно которым контракты о прохождении военной службы могут быть заключены с подсудимыми.
Поправки вносят изменение в подп. «б» п. 5.1 ст. 34 Закона о воинской обязанности и военной службе «Заключение контракта о прохождении военной службы». Согласно им в период мобилизации, в период военного положения и в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ может быть также заключен, в том числе, с гражданами, совершившими преступления (за рядом исключений), в отношении которых производство по уголовному делу приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения) в случаях, предусмотренных УПК РФ. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Из пояснительной записки к поправкам следует, что они разработаны во взаимосвязи с законопроектом № 705033-8 о внесении изменений в ст. 78.1 УК РФ и УПК РФ, направленным на совершенствование правового механизма приостановления в отношении лиц, заключивших контракт с Вооруженными силами РФ в период СВО, производства по уголовному делу, освобождения их от уголовной ответственности, а также освобождения от наказания в судебных стадиях производства по делу. Как поясняется, контрактниками смогут стать не только лица, имеющие судимость, совершившие преступления или отбывшие наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена, но и отдельные категории обвиняемых на этапе судебного производства, когда прокурором уголовное дело в отношении них направлено в суд для рассмотрения по существу и находится в производстве суда первой и апелляционной инстанции.
Юрист, к.ю.н. Николай Кириченко полагает, что принятый закон не является «революционным», а лишь дополняет ранее принятую концепцию, согласно которой лица, совершившие определенные преступления, могут быть призваны на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные силы либо заключить в этот период контракт о прохождении военной службы. «Однако если ранее соответствующий контракт с подозреваемым или обвиняемым мог быть заключен на стадии предварительного расследования, то в настоящее время он может быть заключен на любом этапе рассмотрения уголовного дела, в том числе и с подсудимым. В последующем такие лица, как правило, принимают участие в СВО», – пояснил он.
Эксперт также отметил, что ч. 1 ст. 78.1 УК РФ установлены основания для освобождения от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время. «Также следует отметить, что наше государство уже имеет исторический опыт применения аналогичных правовых механизмов. Например, 28 июля 1942 г. в связи с осложнением обстановки на фронтах был издан приказ № 227, известный как “Ни шагу назад!”, который, в частности, предусматривал создание штрафных батальонов и применение жестких мер к бойцам и командирам, самовольно покидавшим боевые позиции. В штрафбатах военнослужащие кровью искупали свою вину в борьбе за Родину. Возможно, появление этого закона повлечет незначительное снижение объемов работы для адвокатов, так как при заключении соответствующего контракта не будет необходимости в получении услуг защитника. Вместе с тем принятое изменение представляет собой важное и значимое совершенствование законодательства, позволяющее благоприятным образом повлиять на обороноспособность нашего государства», – полагает Николай Кириченко.
Адвокат АП Санкт-Петербурга Александр Передрук отметил, что принятый закон позволит подсудимым заключать контракты о прохождении военной службы в рядах Вооруженных сил. «Действующее законодательство наделяет таким правом только обвиняемых и уже осужденных, т.е. гражданин может заключить такой контракт с момента возбуждения в отношении него уголовного дела и до рассмотрения его судом либо уже после приговора суда. Иными словами, законодательная инициатива направлена на восполнение этого пробела. Вместе с тем остается нерешенным вопрос защиты прав потерпевших, в том числе предъявляющих какие-либо требования к подсудимому, например о взыскании морального вреда или о возмещении материального ущерба. В случае приостановления производства по делу такие иски не могут быть рассмотрены даже в части признания права на компенсацию. Однако эта проблема аналогична и в ситуации приостановления предварительного следствия по делу», – полагает он.
Председатель КА «Династия», доцент ГАУГН Борис Асриян считает, что на первый взгляд этот закон носит технический характер и приводит законодательство о военной службе в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством. «Однако, возможно, данное положение вызвано складывающейся практикой, когда орган следствия не приостанавливает предварительное следствие по ходатайству командования воинской части или уклоняется от приостановления под различными предлогами. Дело в том, что порядок взаимодействия следствия и командования в этих вопросах должным образом не урегулирован. Теперь же следствие может официально ссылаться на возможность приостановления производства по делу и на судебных стадиях. Полагаю, это будет использовано для улучшения статистических показателей по направленным в суд делам. При этом очевидно, что качество такого следствия резко ухудшится, так как следователь будет осознавать, что к анализу доказательств стороны в суде приступить все равно не успеют», – отметил он.