×

Круглый стол «женщины в юриспруденции: курс на перемены»

Проблемы женщин-юристов в правовой сфере обсудили участники круглого стола «Женщины в юриспруденции».
Модератором секции выступила глава отдела по международным связям Юридического сообщества Англии и Уэльса Джулия Бейтман.

Модератором секции выступила глава отдела по международным связям Юридического сообщества Англии и Уэльса Джулия Бейтман.

В беседе приняли участие специалисты из разных стран мира: заместитель министра юстиции Российской Федерации Елена Борисенко, адвокат, председатель Совета партнеров Адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко, председатель Палаты представителей Американской ассоциации юристов Линда Кляйн, председатель Совета адвокатов Англии и Уэльса, президент, старший партнер RULG-Ukrainian Legal Group Ирина Палиашвили, президент Юридического общества Англии и Уэльса Люси Скотт-Монкрифф и министр юстиции Кубы Мария Эстер Реус.

Как пояснила в начале обсуждения Дж. Бейтман, круглый стол был предназначен для презентации основных тезисов прошедшего в 2012 году Международного саммита «Женщины в юриспруденции».

Тон дискуссии задала Елена Борисенко, которая рассказала об успехах российских женщин в юридической сфере, а также на государственной службе.

«В России женщин в юриспруденции очень много. Много женщин-депутатов Государственной Думы, женщин-судей, наверное, больше, чем мужчин. Женщин также много в министерствах, на постах глав департаментов. Ознакомившись с отчетом, я с удивлением увидела, что мы в этом вопросе – женском участии в праве – опередили наших коллег из стран Европы и Америки. Хочу привести вам некоторые данные. Россия - страна с латинской системой права, нотариусы в России - это престижная профессия, они хорошо зарабатывают, у них хорошие условия для работы. Так вот, 85% нотариусов – это женщины, 60% адвокатов - женщины, около 60% судей – это женщины», - сказала Е. Борисенко.

Она отметила, что в последнее время женщины в России все чаще занимают ключевые посты как в органах государственной власти, так и в крупных частных компаниях.
«Когда 20 лет назад  у нас начала строиться новая правовая система, женщины не побоялись нового. Они часто лучше знали иностранный язык, были гибче, первыми оказались среди юристов в иностранных юридических компаниях. Они первыми получили опыт, быстрее выросли, и теперь среди руководителей представительств иностранных юридических фирм в России немало женщин», - добавила заместитель министра юстиции.

Однако она заметила, что в современной России при выборе между мужчиной и женщиной работодатели скорее предпочтут мужчину. По ее словам, это обусловлено устойчивым мнением, что женщина нацелена на семью, а мужчина – на карьеру. Это серьезный барьер для женщины-юриста, уверена Елена Борисенко.

С ней согласилась президент Юридического общества Англии и Уэльса Люси Скотт-Монкрифф. Эксперт считает, что совмещение семейной жизни и карьеры может быть необходимым для обоих полов. Более того, работодатели должны стремиться к созданию комфортных условий для своих сотрудников, в первую очередь, предоставляя возможность гибкого графика.

«Есть компании, которые предоставляют своим партнерам гибкий график сроком на неделю или даже на год. Это не значит, что человек не занимается делом. Юридическая профессия – это профессия выполнения конкретных задач. И очень часто выполнение юристом своей задачи совершенно не зависит от того, где он находится: в офисе, дома или на пляже. Важен результат. Поэтому иногда совершенно не обязательно, чтобы люди находились в офисе все свое рабочее время. Да, частичное нахождение в офисе желательно, но если женщина хочет больше времени проводить дома, с семьей и с детьми, почему бы не предоставить ей гибкий рабочий график», - считает Л. Скотт-Монкрифф.

Пережитком прошлого она считает и квотирование рабочих мест по гендерному признаку. Эксперт уверена, что команда юридической компании должна подбираться по профессиональным качествам.

«Обычно квоты спускаются правительством. Они жесткие, не гибкие. Если женщины входят в эту квоту, они чувствуют, что на них стоит своего рода клеймо человека, попавшего на работу просто согласно квоте. Мы считаем, что должны быть определенные целевые показатели. И если они введены в дело, то руководители или старшие партнеры фирмы оценивают таланты, достижения, потенциал новых сотрудников, оценивают, на какой профессиональный уровень они выйдут», - пояснила Люси Скотт-Монкрифф.

Такого же мнения придерживается и председатель Совета партнеров Адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Любовь Дуйко. Она считает, что квотирование рабочих мест не приносит пользы, а гибкий график создаст комфортные условия для женщин-юристов. Кроме того, Л. Дуйко представила еще несколько предложений по усовершенствованию условий труда в для женщин.

«Я также считаю нецелесообразным наличие квотирования в России. И хотела бы остановиться на том, что можно сделать. Основные позиции – создание типовых линий карьерного роста, системы квалификации и профессионального роста женщин, а также адаптации женщин, чтобы они, после выхода из декретного отпуска, могли продолжить свой карьерный рост и не отстать от своих соратников. Обязательно наличие гибкого графика. Могу сказать, что в нашей компании мы его активно используем», - рассказала адвокат.

Подводя итоги дискуссии, Елена Борисенко отметила, что делать различия между юристами по половому признаку не стоит. По ее словам, у профессионала признак только один – это талант.

«Я не сомневаюсь в том, что профессия юриста не видит различий. Жизнь так устроена, что профессионалы, когда они становятся профессионалами, не зависят от того, кто они, какая у них национальность, какой пол, какие особенности личности. Если человек - профессионал, то эти боковые вещи отпадают, а остается главное – профессионализм», - считает Елена Борисенко.

Рассказать:
Яндекс.Метрика