×

КС: Субъект РФ не может произвольно отказаться от взятых на себя публично-правовых обязательств

Конституционный Суд указал, что на случай невозможности субъекта РФ выплатить обещанный материнский капитал в региональном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий компенсаторный механизм
Заявительница жалобы в КС, юрист Марина Колесникова сообщила «АГ», что довольна вынесенным решением. Она отметила, что, хотя она просила признать положение закона Ставропольского края не соответствующим Конституции, целью было признание за ней и другими жительницами края права на получение материнского капитала.

Сегодня Конституционный Суд провозгласил постановление по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края», в связи с принятием которого заявительница, юрист Марина Колесникова не получила ранее предусмотренных выплат, полагающихся за рождение третьего ребенка.

Как ранее писала «АГ», в 2013 г. заявительница родила третьего ребенка и ее семья была признана многодетной. На тот момент законодательство Ставропольского края предусматривало право многодетной семьи на получение материнского капитала в размере 100 тыс. руб. как дополнительной меры социальной поддержки при рождении с 1 января 2011 г. третьего ребенка или последующих детей. Одним из условий его предоставления являлось достижение ребенком трех лет на момент обращения за выплатой.

В 2016 г. Марина Колесникова написала заявление на предоставление маткапитала, однако ей было отказано в выплате в связи с тем, что с 1 января 2016 г. такая выплата была исключена из перечня дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей в связи с изменением регионального законодательства.

Марина Колесникова подала жалобу в Конституционный Суд, в которой указала, что оспариваемое законоположение, отменяя право многодетных семей на получение маткапитала, придает закону обратную силу и допускает лишение их мер социальной поддержки по причине недостаточности финансовых ресурсов бюджета. По ее мнению, это нарушает право на социальное обеспечение и гарантии, предусмотренные ч. 1 ст. 39 и ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ.

В ходе рассмотрения дела судьи Конституционного Суда задали представителям властей Ставропольского края множество «неудобных» вопросов, выяснив, в частности, что отмененный закон принимался в условиях известного дефицита бюджета и что он фактически не работал ни дня.

Вынося решение, КС указал, что, несмотря на наличие в Ставропольском крае иной помощи многодетным семьям, заинтересованные граждане были вправе рассчитывать на возможность получения материнского семейного капитала, имея в виду его относительно большой размер по сравнению с другими мерами имеющейся социальной поддержки.

Суд отметил, что наделение законодателя субъекта РФ полномочиями устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. КС указал, что субъект РФ должен предпринимать все усилия к их сохранению и находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если с учетом состояния бюджета это оказывается объективно невозможным, смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывающих на получение соответствующих мер социальной поддержки.

КС РФ пояснил, что законодатель Ставропольского края, отменяя меры социальной поддержки многодетных семей, не предусмотрел какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые имели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в данной сфере.

Таким образом, Суд постановил признать п. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» не соответствующим Конституции в той мере, в какой он, исключая материнский семейный капитал из числа мер социальной поддержки, предоставляемой многодетным семьям, не предусматривает какого-либо компенсаторного механизма, позволяющего смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для тех семей, в которых третий ребенок и последующие дети родились в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2015 г. Данные изменения КС указал внести в закон края в течение 6 месяцев. Марина Колесникова сможет обратиться в суд с пересмотром дела после внесения соответствующих изменений. 

В комментарии «АГ» Марина Колесникова пояснила, что решением Суда довольна. Она отметила, что оно было ожидаемым и принято в соответствии с законом. «Изначально я обращалась с требованием о признании незаконным самой отмены закона, предусматривающего выплату материнского капитала многодетным семьям, но в юридическом смысле, конечно же, отмену признать неконституционной невозможно. Возможно – признать незаконным отказ в выплате маткапитала тем гражданам, у которых родились дети в период действия этого закона. К этой категории была отнесена и я. Цель, которую я преследовала, – признание меня потенциальным получателем материнского капитала», – сообщила заявительница. Она добавила, что как юрист будет оказывать консультативное содействие всем жительницам края, которые также не получили причитающейся им выплаты.

В отношении компенсаторного механизма Марина Колесникова отметила, что, по ее мнению, это будет равнозначная выплата. «Название обусловлено бюджетными механизмами. То есть если не было в бюджете заложено средств на эти цели, то мы не можем говорить о социальной выплате в целом. Поэтому, я думаю, и назвали компенсацией, чтобы это происходило в рамках будущих планирований», – заключила Марина Колесникова.

Рассказать:
Яндекс.Метрика