Минтруд уведомил о разработке поправок в КоАП, которыми предусматривается увеличить штраф юридическим и физическим лицам за несоблюдение прав инвалидов.
Причиной разработки изменений стало то, что Комитет ООН по правам инвалидов признал существующие размеры штрафов в пределах 1 тыс. – 10 тыс. руб., налагаемых на должностных лиц, и 20 тыс. – 100 тыс. руб. – на юридических лиц неэффективными. «Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – считает Минтруд.
Предполагается, что поправки затронут правоотношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Кроме того, изменения коснутся обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
«АГ» попросила экспертов высказать мнение о том, поможет ли увеличение штрафа улучшить жизнь инвалидов.
Адвокат, партнер КА5 Иван Сустин считает, что Минтруд готовит изменения конкретно в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Эксперт полагает, что увеличение санкции в данных статьях не приведет к достижению заявленных целей законопроекта. «Эффективность мер по защите прав инвалидов напрямую не зависит от размера санкции, а зависит от эффективности правоприменения и неотвратимости наказания за нарушения прав инвалидов, с чем у нас, к сожалению, большие проблемы. У меня нет общей статистики, но у моих коллег и у меня за 15 лет практики подобные кейсы не встречались», – отметил адвокат.
«За последний месяц нам показали, как эффективно КоАП может применяться в борьбе с политической активностью граждан. Если бы государственные органы так ратовали за права инвалидов, проблем бы не было, и этот законопроект не понадобился», – добавил Иван Сустин. По его мнению, законопроект направлен не на реальную защиту прав инвалидов, а на формальное заполнение статистического отчета о работе министерства по итогам года.
Адвокат КА № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов отметил, что законопроект – следствие заседания Комитета ООН по правам инвалидов, который контролирует исполнение Конвенции по правам инвалидов. «Российской Федерации было указано, с чем представители России и не спорили, на неэффективность регулирования вопросов в области создания доступной среды для инвалидов», – указал адвокат.
Александр Немов полагает, что размер штрафа должен быть серьезным и значительно превышать стоимость обеспечения доступной среды для инвалидов. По его мнению, очевидно, что наложение даже максимального штрафа в 100 тыс. руб. вряд ли заставит задуматься собственника здания или иного объекта о создании комфортных условий для инвалидов, которое будет стоить значительно дороже.
«В моей практике и по моим наблюдениям за коллегами крайне редки случаи привлечения предпринимателей или иных лиц к ответственности за нарушения прав инвалидов. Я, конечно, надеюсь, что увеличение размера штрафа приведет к искоренению проблемы, но большая проблема не в размере, а применении норм об ответственности», – подчеркнул адвокат. Он добавил, что создание планов по привлечению к подобной ответственности может только ухудшить положение инвалидов.
В качестве примера Александр Немов сослался на ситуацию с аттестацией рабочих мест: «После кратного увеличения штрафов и постановки планов перед трудовой инспекцией была искоренена проблема с отсутствием аттестации рабочих мест. Правда, появилась другая проблема – разом пропала “вредность” на многих объектах и производствах, что, естественно, привело к большей незащищенности работников, чем ранее».
Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев заметил, что имеющиеся в настоящее время штрафы не выступают каким-либо существенным стимулом для ненарушения прав инвалидов. «Увеличение штрафов, конечно, может способствовать улучшению ситуации, но все-таки санкции должны иметь прогрессирующий характер. Например, при первом выявлении нарушения один размер штрафа, при втором – больше, а при третьем такой, который будет существенным для большинства компаний (в рамках периода, когда факт привлечения к административной ответственности считается не “погашенным”)», – предложил Антон Алексеев.
Эксперт отметил, что тенденция борьбы с нарушениями прав посредством штрафов и санкций характерна для России. Возможно, указал Антон Алексеев, законодателям следует рассмотреть нормы, которые дают какие-либо преференции для компаний (актуально для малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, в конкретных областях (например, в социальной сфере) в случае ненарушения ими законодательства в течение длительного периода). По его мнению, в совокупности со штрафами это могло бы повысить эффективность соблюдения законов.
Антон Алексеев считает, что в любом случае наказание должно быть соразмерно нарушению. «Меня всегда удивляло, что за привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности компания может получить штраф до 800 тыс. руб., а за эксплуатацию газопровода без лицензии в несколько раз меньше. Хотя последнее представляется опаснее первого», – отметил эксперт.