×

Нарушать права граждан недопустимо

Закон о национальной гвардии требует доработки
Федеральная палата адвокатов РФ подготовила правовую позицию относительно проекта федерального закона № 1037356-6 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Президентом РФ (полный текст правовой позиции см. здесь). Считая, что законопроект заслуживает в целом одобрения, ФПА РФ в то же время полагает, что некоторые правовые нормы, связанные с полномочиями войск национальной гвардии, требуют доработки в целях совершенствования этого документа.


Федеральная палата адвокатов РФ подготовила правовую позицию относительно проекта федерального закона № 1037356-6 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Президентом РФ (полный текст правовой позиции см. здесь). Считая, что законопроект заслуживает в целом одобрения, ФПА РФ в то же время полагает, что некоторые правовые нормы, связанные с полномочиями войск национальной гвардии, требуют доработки в целях совершенствования этого документа.


Изучив концептуальные положения законопроекта, в соответствии с которым на создаваемые войска национальной гвардии возлагаются общие с органами внутренних дел задачи по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, участию в борьбе с терроризмом, с экстремизмом и т.д., Федеральная палата адвокатов РФ обращает внимание на немотивированное расширение некоторых правомочий сотрудников войск национальной гвардии, по сравнению с действующими правами сотрудников полиции и военнослужащих органов государственной безопасности при отсутствии на то правовых обоснований и логических объяснений. В ФПА РФ полагают, что объем полномочий войск национальной гвардии должен совпадать с аналогичными полномочиями сотрудников полиции, которые урегулированы Федеральным законом «О полиции», а в некоторых случаях – с полномочиями военнослужащих органов государственной безопасности, установленными Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

В законопроекте, в частности, говорится, что «войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина…» Однако п. 8 ч. 1 ст. 9 законопроекта позволяет задерживать и доставлять в полицию граждан, «если имеются основания полагать, что они находятся в розыске как скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания».

ФПА РФ не согласна с правом войск национальной гвардии задерживать и доставлять в полицию в целях установления их личности лиц, которые, исходя из смысла и содержания изложенного, ничего противоправного не совершили и не собираются совершать в будущем и в отношении которых у представителей власти не имеется никаких данных компрометирующего характера.

Недопустимой и нелогичной называется ситуация, при которой сотрудники полиции или органов государственной безопасности будут вправе доставлять задержанных для установления их личности при наличии определенных оснований, а сотрудники национальной гвардии будут делать то же самое безосновательно.

В ст. 11 законопроекта ФПА РФ предлагает указать, что «военнослужащие войск национальной гвардии не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Это создаст дополнительную гарантию от нарушения права граждан на неприкосновенность жилища.

В п. 2 ч. 1 ст. 13 законопроекта ФПА РФ предлагает предусмотреть возмещение в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. И вообще использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам, предлагается лишь в исключительных случаях.

Набор запретов и ограничений, касающихся применения специальных средств военнослужащими войск национальной гвардии, предлагается сделать одинаковым для войск национальной гвардии и сотрудников полиции. Не видят в ФПА РФ и оснований для установления различных возрастных категорий граждан, в отношении которых в одних и тех же условиях может быть применено оружие сотрудниками полиции и военнослужащими войск национальной гвардии.

Председателю Госдумы Сергею Нарышкину направлено письмо с просьбой довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения депутатов Государственной Думы.


Рассказать: