Сегодня Госдума приняла Закон о повышении пенсионного возраста. С учетом президентских поправок, возраст выхода на пенсию для мужчин установлен в 65 лет, для женщин – в 60 лет. Увеличение возраста выхода на пенсию будет происходить поэтапно в течение пяти лет, начиная с 2019 г.
Кроме того, 25 сентября депутаты приняли Закон о внесении изменения в УК РФ, который закрепил уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста. Как ранее писала «АГ», проект закона 6 сентября внес Владимир Путин вместе с поправками к основному проекту пенсионной реформы.
В частности, в связи с изменением сроков выхода на пенсию, во избежание опасности нарушения трудовых прав лиц предпенсионного возраста, УК РФ дополняется ст. 144.1, предусматривающей уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение данной категории граждан – штраф до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов. Под предпенсионным в законе понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.
Ранее эксперт Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Андрей Тронин, комментируя «АГ» предложенные изменения в УК, отметил реальность проблемы дискриминации на работе (при приеме и увольнении) лиц предпенсионного возраста. «Весь пакет поправок, предусматривающий, в том числе, введение уголовной ответственности, направлен на борьбу с этим явлением. Между тем в предпосылках появления законопроекта видится политический подтекст. В значительной мере он направлен на снижение градуса ажиотажа в обществе, вызванного, прежде всего, принципиальным решением о повышении возраста выхода на пенсию по старости. В этой связи возникают серьезные сомнения в том, что принимаемая мера будет эффективна для решения данной проблемы», – пояснял он.
По его словам, основная проблема – сложность доказывания: «Потребуется доказать, что отказ в приеме на работу или увольнение связаны не с возрастом работника (кандидата), а с иными причинами, обусловленными, к примеру, деловыми качествами. Вряд ли стоит рассчитывать, что работодатель будет указывать на это в официальных документах, даже если это так». Это мнение разделил адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, по словам которого объективная фиксация данного мотива – очень большая редкость.
Руководитель группы трудового и спортивного права Юридической фирмы «ЮСТ» Александр Ксенофонтов отмечал, что в 2017 г. в России по ст. 145 УК РФ осуждены всего два человека. «В то же время случаев, когда работодатель не нанимает или увольняет по мотивам беременности или наличия детей, очевидно, гораздо больше. Новую норму УК ждет такая же судьба – то есть работать она практически не будет», – считает он.
Михаил Колесников также отмечал, что наказание в виде штрафа или обязательных работ может обеспечить объективный подход работодателей к лицам предпенсионного возраста, причем вполне успешно: «Как правило, от совершения преступления многих людей удерживает не тяжесть последующего наказания, а сам факт привлечения к уголовной ответственности, который влечет судимость и общественное порицание».
В отношении принятого закона партнер АБ «Забейда и партнеры» Дарья Константинова и ее коллега Артем Саркисян обратили внимание на наиболее проблемные моменты, которые могут возникнуть при его применении.
Во-первых, им представляется непоследовательным установление уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста до непосредственного повышения пенсионного возраста с учетом того, что единственным обоснованием введения уголовной ответственности является изменение возраста выхода на пенсию, которое еще не произошло.
Во-вторых, неясно, каким образом повышение пенсионного возраста создает опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц предпенсионного возраста. Из текста пояснительной записки следует, что законодатель полагает, что до повышения пенсионного возраста опасности в необоснованном отказе в приеме на работу и увольнении лиц предпенсионного возраста не существовало.
По их мнению, отсутствует ясность и с субъектом преступления: «При первом прочтении нормы напрашивается вывод о том, что субъект преступления – специальный, а именно – лицо, имеющее право принимать решение о приеме на работу и увольнении с работы. Однако неясно, что, например, мешает привлечь к уголовной ответственности рядового сотрудника фирмы, не обладающего правом принимать решение о приеме на работу, который при первичном собеседовании не пропустил кандидата предпенсионного возраста на следующий этап собеседования исключительно в силу его возраста».
При этом они добавили, что нельзя исключить и показательные возбуждения уголовных дел по новой статье в отношении предпринимателей с целью демонстрации работоспособности статьи как инструмента защиты граждан старших возрастов.