18 августа президент АП Архангельской области Любовь Коростелева возбудила дисциплинарные производства в отношении пятерых адвокатов НКО «Поморская коллегия адвокатов» на основании представлений Управления Минюста России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Как сообщается на сайте регионального управления Минюста, допущенные адвокатами нарушения были выявлены в ходе ОРМ, проведенных УФСБ и УМВД России по Архангельской области. Начальник ведомства Сергей Михайловский пояснил, что адвокаты, назначенные в рамках судопроизводства по уголовным делам для соблюдения законности и прав подозреваемых в совершении преступлений, «ненадлежащим образом осуществляли адвокатскую деятельность в части нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, допуская подписание от своего имени процессуальных документов и протоколов следственных действий, не заполненных в соответствии с требованиями УПК РФ». В связи с этим региональное Управление Минюста в своих представлениях от 11 августа (два из них есть у «АГ») просило АП Архангельской области возбудить дисциплинарные производства в отношении защитников.
В комментарии «АГ» Любовь Коростелева рассказала, что во всех случаях возбужденных дисциплинарных производств речь идет об адвокатах, которые участвовали в уголовных делах в качестве защитников по назначению. «В производстве у дознавателя обнаружено несколько уголовных дел, в которых не полностью заполнены бланки следственных действий с подписями подозреваемых (обвиняемых) и их защитников», – отметила она.
Президент АП Архангельской области уточнила, что в случае с одним адвокатом речь, в частности, идет о проверке показаний на месте – на страницах соответствующего протокола имеются лишь подписи адвоката и подозреваемого, но сам документ фактически не заполнен, в нем отсутствуют показания подозреваемого, дата и время составления. «Подписи этого же адвоката и подозреваемого (обвиняемого) имеются и в двух протоколах ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы, однако там отсутствуют данные о том, какая экспертиза должна быть проведена. Кроме того, были найдены два незаполненных протокола об ознакомлении с заключениями эксперта – непонятно, с какой экспертизой и когда были ознакомлены подозреваемый и его защитник», – пояснила Любовь Коростелева.
Она добавила, что в отношении остальных адвокатов Управлением Минюста были выявлены аналогичные нарушения, касающиеся ознакомления адвокатов и их подзащитных с постановлениями о назначении экспертизы и заключениями экспертов. В одном из случаев обнаружены три варианта незаполненных бланков следственного действия – протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с обвинительным актом и материалами уголовного дела с ходатайствами о рассмотрении дела (в сокращенном, особом и общем порядках). В них содержались записи адвоката о том, что он ознакомлен с таким документом, запись обвиняемого об ознакомлении отсутствовала. Подписи обвиняемых также имелись, но содержание протокола от имени обвиняемого не заполнено», – рассказала президент АП Архангельской области.
В заключение Любовь Коростелева указала на недопустимость такого поведения адвокатов, участвующих в уголовном деле по назначению, если такие обстоятельства найдут подтверждение в ходе дисциплинарных производств. «Это очень неприятная и тяжелая ситуация, и Совету палаты нужно будет тщательно разобраться в ней. Заседание квалификационной комиссии запланировано на 18 сентября 2020 г., в первой половине октября ожидается заседание Совета палаты. Пока никто из адвокатов не представил в палату письменных пояснений. Мы всеми силами должны противодействовать подобным нарушениям, для борьбы с которыми ФПА прикладывает много усилий. Подобные злоупотребления недопустимы, так как дискредитируют адвокатскую корпорацию в целом», – резюмировала она
Президент ФПА Юрий Пилипенко сообщил, что ему известны обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении адвокатами указанных проступков. «Если по результатам рассмотрения дисциплинарных производств квалификационной комиссией не будет выяснено каких-то оправдывающих деталей, то можно смело сказать, что это вопиющие по своему характеру нарушения требований как законодательства, так и КПЭА, требующие принятия самых решительных дисциплинарных мер», – подчеркнул он.