26 мая в Федеральной палате адвокатов прошла конференция «Современные подходы к обучению в системе повышения квалификации адвокатов», организованная ФПА РФ совместно с Американской ассоциацией юристов в России (ABA ROLI).
Мероприятие было посвящено обсуждению опыта региональных адвокатских палат по подготовке и проведению программ повышения квалификации, а также основных направлений дальнейшего развития и совершенствования методов преподавания. Конференцию провела вице-президент ФПА РФ Светлана Володина. Также в мероприятии приняли участие вице-президент ФПА РФ, президент АП Ставропольского края Ольга Руденко, президенты, члены Советов, адвокаты и тренеры учебных центров адвокатских палат субъектов РФ.
На первом заседании конференции были рассмотрены различные модели систем повышения квалификации, применяемые в том или ином регионе. Рассказывая об опыте Адвокатской палаты Республики Марий Эл, президент АП РМ Ольга Полетило отметила, что обучение адвокатов – это одна из важнейших задач адвокатских палат. «Не секрет, что те, кто приходят со студенческой скамьи, нуждаются в дополнительном обучении профессии. К сожалению, годичных стажировок явно недостаточно для этого, потому что первые полгода нам приходится доделывать то, что не сделал вуз, – учить юридически мыслить», – сказала она. Ольга Полетило рассказала о проводимых в АП РМ курсах повышения квалификации, а также об интересной модели учебного сотрудничества с АП Чувашской Республики: «Проводим совместную учебу по дисциплинарной практике – рассматриваем дисциплинарные дела, которые берем друг у друга, а потом обмениваемся вынесенными решениями и сравниваем их. Надо сказать, что наши мнения еще ни разу не разошлись, а значит, мы все делаем правильно».
Светлана Володина сообщила участникам конференции о нововведениях в системе повышения квалификации адвокатов АП Московской области, отметив, что Московская область сейчас является площадкой для апробации нововведений, которые впоследствии могут быть внедрены на федеральном уровне. Главным новшеством стало использование для обучения адвокатов системы вебинаров, позволяющих жителям отдаленных районов области не приезжать на очные занятия, а смотреть их или в онлайн-трансляции, или в любой удобный момент в записи. «Это кардинально изменило отношение к повышению квалификации, потому что не требуется переездов и появляется возможность просмотра в любое время. Учеба сама приходит к любому адвокату, желающему повышать свои знания. Конечно, ничто не заменит тренинги и живое общение, но занятия по некоторым темам, таким как изменения в законодательстве, можно транслировать на всю страну сразу», – рассказала вице-президент ФПА РФ.
Ольга Руденко рассказала о практике проведения курсов повышения квалификации, в том числе специализированных очно-дистанционных тренингов, в которых принимают участие адвокаты сразу нескольких региональных палат. По ее мнению, этот опыт следует экстраполировать на всю страну. «Я считаю, что Федеральная палата адвокатов должна определять и рекомендовать те или иные курсы и программы, выступать координатором общей системы обучения адвокатов», – заключила она.
Директор Института адвокатуры при АП Санкт-Петербурга – Межрегионального учебного центра Максим Семеняко рассказал о том, как в последний год обучение адвокатов АП Санкт-Петербурга выводилось на новый уровень – становилось системным и регулярным, как организуется межрегиональное обучение на базе центра. В частности, он упомянул курс, разрабатываемый специально для адвокатов, которые осуществляют защиту по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ. Максим Семеняко заметил, что не стоит поручать вузам разработку программ повышения квалификации адвокатов, поскольку уровень таких курсов часто не дотягивает до необходимого адвокатским палатам.
О необычном подходе в обучении адвокатов рассказал Илья Шевченко из Института повышения квалификации АП Красноярского края, где внедрили такую схему, как индивидуальная траектория повышения квалификации, которую формируют сами обучающиеся адвокаты. АПКК предлагает адвокатам выбор: или проходить обучение раз в пять лет, или же в течение пяти лет пройти несколько курсов различной тематики, проводимых раз в полугодие. Как отметил Илья Шевченко, несмотря на то, что второй подход стоит дороже, он высокоэффективен, так как адвокаты сами выбирают, что изучать и в каком направлении развиваться, и в то же время сами отвечают за свой выбор. «Это меняет тип отношений в области повышения квалификации. Сейчас мы в основном говорим об адвокатах, которым нужно повышать квалификацию, как о некой обезличенной массе, которую мы должны обучить. В нашем же случае сам адвокат превращается в заказчика программы, то есть в активный субъект отношений», – сказал директор Института.
В завершение первого заседания перед участниками конференции выступила руководитель Школы молодого адвоката ПАСО Татьяна Иванова. Она рассказала о практике повышения квалификации в Самарской области, в первую очередь в отношении стажеров и начинающих адвокатов.
В ходе второго заседания конференции были рассмотрены различные авторские тренинги, разработанные для опытных адвокатов по таким темам, как «Следственные ошибки», «Работа с экспертизами», «Работа с доказательствами в гражданском процессе» и «Эффективные техники обжалования приговоров и судебных решений». Также руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» – научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский выступил с докладом «Современные подходы к обучению профессионалов». Значительная часть заседания была посвящена перспективным программам дистанционного обучения адвокатов на примере курсов Совета Европы HELP.
Мероприятие было посвящено обсуждению опыта региональных адвокатских палат по подготовке и проведению программ повышения квалификации, а также основных направлений дальнейшего развития и совершенствования методов преподавания. Конференцию провела вице-президент ФПА РФ Светлана Володина. Также в мероприятии приняли участие вице-президент ФПА РФ, президент АП Ставропольского края Ольга Руденко, президенты, члены Советов, адвокаты и тренеры учебных центров адвокатских палат субъектов РФ.
На первом заседании конференции были рассмотрены различные модели систем повышения квалификации, применяемые в том или ином регионе. Рассказывая об опыте Адвокатской палаты Республики Марий Эл, президент АП РМ Ольга Полетило отметила, что обучение адвокатов – это одна из важнейших задач адвокатских палат. «Не секрет, что те, кто приходят со студенческой скамьи, нуждаются в дополнительном обучении профессии. К сожалению, годичных стажировок явно недостаточно для этого, потому что первые полгода нам приходится доделывать то, что не сделал вуз, – учить юридически мыслить», – сказала она. Ольга Полетило рассказала о проводимых в АП РМ курсах повышения квалификации, а также об интересной модели учебного сотрудничества с АП Чувашской Республики: «Проводим совместную учебу по дисциплинарной практике – рассматриваем дисциплинарные дела, которые берем друг у друга, а потом обмениваемся вынесенными решениями и сравниваем их. Надо сказать, что наши мнения еще ни разу не разошлись, а значит, мы все делаем правильно».
Светлана Володина сообщила участникам конференции о нововведениях в системе повышения квалификации адвокатов АП Московской области, отметив, что Московская область сейчас является площадкой для апробации нововведений, которые впоследствии могут быть внедрены на федеральном уровне. Главным новшеством стало использование для обучения адвокатов системы вебинаров, позволяющих жителям отдаленных районов области не приезжать на очные занятия, а смотреть их или в онлайн-трансляции, или в любой удобный момент в записи. «Это кардинально изменило отношение к повышению квалификации, потому что не требуется переездов и появляется возможность просмотра в любое время. Учеба сама приходит к любому адвокату, желающему повышать свои знания. Конечно, ничто не заменит тренинги и живое общение, но занятия по некоторым темам, таким как изменения в законодательстве, можно транслировать на всю страну сразу», – рассказала вице-президент ФПА РФ.
Ольга Руденко рассказала о практике проведения курсов повышения квалификации, в том числе специализированных очно-дистанционных тренингов, в которых принимают участие адвокаты сразу нескольких региональных палат. По ее мнению, этот опыт следует экстраполировать на всю страну. «Я считаю, что Федеральная палата адвокатов должна определять и рекомендовать те или иные курсы и программы, выступать координатором общей системы обучения адвокатов», – заключила она.
Директор Института адвокатуры при АП Санкт-Петербурга – Межрегионального учебного центра Максим Семеняко рассказал о том, как в последний год обучение адвокатов АП Санкт-Петербурга выводилось на новый уровень – становилось системным и регулярным, как организуется межрегиональное обучение на базе центра. В частности, он упомянул курс, разрабатываемый специально для адвокатов, которые осуществляют защиту по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ. Максим Семеняко заметил, что не стоит поручать вузам разработку программ повышения квалификации адвокатов, поскольку уровень таких курсов часто не дотягивает до необходимого адвокатским палатам.
О необычном подходе в обучении адвокатов рассказал Илья Шевченко из Института повышения квалификации АП Красноярского края, где внедрили такую схему, как индивидуальная траектория повышения квалификации, которую формируют сами обучающиеся адвокаты. АПКК предлагает адвокатам выбор: или проходить обучение раз в пять лет, или же в течение пяти лет пройти несколько курсов различной тематики, проводимых раз в полугодие. Как отметил Илья Шевченко, несмотря на то, что второй подход стоит дороже, он высокоэффективен, так как адвокаты сами выбирают, что изучать и в каком направлении развиваться, и в то же время сами отвечают за свой выбор. «Это меняет тип отношений в области повышения квалификации. Сейчас мы в основном говорим об адвокатах, которым нужно повышать квалификацию, как о некой обезличенной массе, которую мы должны обучить. В нашем же случае сам адвокат превращается в заказчика программы, то есть в активный субъект отношений», – сказал директор Института.
В завершение первого заседания перед участниками конференции выступила руководитель Школы молодого адвоката ПАСО Татьяна Иванова. Она рассказала о практике повышения квалификации в Самарской области, в первую очередь в отношении стажеров и начинающих адвокатов.
В ходе второго заседания конференции были рассмотрены различные авторские тренинги, разработанные для опытных адвокатов по таким темам, как «Следственные ошибки», «Работа с экспертизами», «Работа с доказательствами в гражданском процессе» и «Эффективные техники обжалования приговоров и судебных решений». Также руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» – научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский выступил с докладом «Современные подходы к обучению профессионалов». Значительная часть заседания была посвящена перспективным программам дистанционного обучения адвокатов на примере курсов Совета Европы HELP.