Руководство Telegram обратилось в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным приказ ФСБ России от 19 июля 2016 г. № 432, которым утвержден Порядок предоставления ведомству информации, необходимой для декодирования электронных сообщений пользователей.
Как сообщили в «Агоре», основная претензия к этому приказу ФСБ России заключается в том, что он противоречит уголовно-процессуальному законодательству, поскольку устанавливает внесудебный порядок получения сведений, составляющих тайну переписки. Между тем тайна переписки может быть ограничена только при наличии нескольких обязательных условий и только в строгом соответствии с порядком, предусмотренным законом. В ст. 9 Закона об ОРД и ст. 113 и 186 УПК РФ установлено, что получение доступа и осуществление контроля за перепиской граждан возможны лишь при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения.
Помимо этого иск содержит и другие претензии. Во-первых, отмечается, что приказ принят неуполномоченным органом: подписывая его, директор ФСБ России превысил должностные полномочия, что также сделал и Минюст России, когда регистрировал документ. Такой вывод сделан в связи с тем, что ст. 10.1 Закона об информации указывает, что единственным органом, наделенным полномочиями по установлению Порядка взаимодействия организаторов распространения информации в сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, является Правительство РФ.
Во-вторых, сообщает «Агора», в иске указано, что приказ был принят во исполнение несуществующего на тот момент п. 4.1 ст. 10.1 Закона об информации – это законоположение было введено так называемым антитеррористическим пакетом Яровой –Озерова, который вступил в силу 20 июля 2016 г.
Также внимание Суда обращается на то, что приказ ФСБ России противоречит законодательству о противодействии коррупции, так как п. 3, 5 и 6 утвержденного им Порядка предоставления информации не регламентируют сроки исполнения запроса, а сам приказ не содержит требований к организационно-правовым мерам по обеспечению секретности/конфиденциальности полученных сведений.
Адвокат Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы руководства Telegram, отметил, что считает приведенные в иске аргументы обоснованными. «Мы привели все доводы, связанные с субъектом принятия решения, временем принятия решения, и указали на противоречия конкретным федеральным законам и их конкретным положениям. Мы считаем, что наша позиция обоснованна хотя бы в той части, что федеральным законом определен субъект, который уполномочен принимать подзаконные акты, – это Правительство РФ. У ФСБ России таких полномочий нет», – пояснил он.
В «Агоре» также подчеркнули, что отказ в принятии административного иска откроет возможность обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на «закон Яровой» в этой части.
Ранее мировой суд оштрафовал Telegram на сумму в размере 800 тыс. руб. за отказ исполнить запрос ФСБ России о предоставлении информации для декодирования сообщений пользователей.