Как уже сообщалось, 4 декабря состоялось очередное заседание Совет Федеральной палаты адвокатов РФ, в ходе которого были утверждены два новых разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам.
Разъяснение КЭС по вопросу банкротства гражданина, обладающего статусом адвоката
В документе указывается, в частности, что процедура банкротства гражданина, обладающего статусом адвоката, производится в общем порядке, предусмотренном для гражданина в параграфе 1.1 гл. Х Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве). Нормы данного закона в части банкротства индивидуальных предпринимателей не подлежат применению, в том числе и по аналогии закона, в случае банкротства гражданина, обладающего статусом адвоката. Окончание процедуры банкротства не создает запрета на занятие адвокатской деятельностью и не влечет прекращение статуса адвоката. Специальный правовой режим охраны сведений, составляющих адвокатскую тайну, сохраняется в ходе процедуры банкротства.
Процедура банкротства, предусмотренная Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не может рассматриваться как позволяющая истребовать от адвоката сведения, составляющие адвокатскую тайну. Между тем в случае вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании банкротом гражданина, обладающего статусом адвоката, соблюдение таким лицом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, в том числе Кодекса профессиональной этики адвоката, при оказании им юридической помощи становится затруднительным в силу установленной данным законом совокупности обязанностей, ограничений и изъятий.
Указанные обстоятельства могут служить основанием для приостановления статуса адвоката в связи с неспособностью адвоката осуществлять профессиональные обязанности согласно подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В любом случае при намерении адвоката продолжить оказание юридической помощи после введения в отношении него процедуры банкротства он обязан уведомить доверителей о введении в отношении него соответствующих процедур, а также получить их согласие в письменной форме на прекращение действия адвокатской тайны в объеме, необходимом для выполнения адвокатом обязанностей, предусмотренных параграфом 1.1 гл. Х Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Разъяснение КЭС по вопросу о возможности учреждения адвокатскими образованиями коммерческих и некоммерческих юридических лиц
В документе, в частности, указывается, что в силу подп. 13 п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме адвокатского образования, видами которой являются коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Учреждение адвокатским образованием коммерческого юридического лица (в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью) или участие в его уставном капитале, учреждение или участие в некоммерческом юридическом лице прямо не запрещены Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» или Кодексом профессиональной этики адвоката.
Вместе с тем участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика относится к иной приносящей доход деятельности, осуществление которой возможно постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создано адвокатское образование, и при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Если в уставах коллегии адвокатов, адвокатского бюро не предусмотрено право на осуществление иной деятельности, приносящей доход, они не вправе участвовать в хозяйственных обществах (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом в уставах коллегии адвокатов, адвокатского бюро должно быть прямо указано, для достижения каких именно целей деятельности, из числа установленных законом, возможно учреждение или участие в уставном капитале коммерческой организации. В силу прямого предписания закона полученный коллегией адвокатов, адвокатским бюро доход от иной деятельности, приносящей доход, в том числе и от участия в хозяйственных обществах, может быть направлен исключительно для достижения уставных целей (п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Части 1 и 2 ст. 24 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» прямо предусматривают право адвокатских образований создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи в виде некоммерческих организаций.