×

У адвокатов отбирают ноутбуки

Президент ФПА РФ Е.В. Семеняко направил обращение Президенту России Д.А. Медведеву с жалобой на законопроект, ущемляющий права граждан.
2 июня Государственной Думой в третьем чтении принят закон 'О внесении изменений в Федеральный закон 'О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений' (проект № 149566-5). До получения законной силы закону осталось пройти Совет Федерации и Президента.

В первую очередь в документе регламентируется доступ к подозреваемым, содержащимся в СИЗО, их защитников - адвокатов, а также использование последними технических средств.

В частности, согласно новой норме: 'Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, компьютеры, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела в определенном администрацией места содержания под стражей помещении.

На компьютерах у юристов, как правило, установлены правовые базы данных, которые помогают анализировать предъявленные обвинения методы защиты доверителя, здесь же содержится электронное адвокатское досье и другие важные документы. По сути адвоката лишают инструментов работы, а его доверителя надежды на эффективную защиту. Необходимо отметить, что в СИЗО находятся люди, вина которых еще не доказана, а во многих случаях ее просто нет. Новый же закон по статусу их фактически приравнивает к преступникам, а адвокатов, напротив ставит в неравное положение с другими участниками разбирательств по делу.

По мнению Совета ФПА, принятый Госдумой закон нарушает конституционные права обвиняемых и подозреваемых, а также нормы международного права.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 43/173 от 09.12.1988 года) предусматривает, что «К задержанным лицам применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц» (принцип 8).

Основные положения о роли юриста, принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года в Гаване (пункт 8), предписывают правительствам обеспечивать задержанному, арестованному или помещенному под стражу лицу необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью.

Конституция РФ устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст.49).

Из статей 71 (пункты 'в', 'о') и 76 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи со статьей 55 (часть 3) следует, что закрепленное статьей 48 (часть 2) Конституции РФ право в уголовном судопроизводстве регулируется уголовно-процессуальным законодательством и что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание данного права и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 октября 2001 г. № 14-п отметил, что согласно статье 48 (часть 2) Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Данное право служит для этих лиц гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав, в частности, на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48, часть 1).

Возможно, принятый Госдумой законопроект стал ответной реакцией сотрудников ФСИН и прокуратуры, преступные махинации которых все чаще становятся предметом общественного обсуждения благодаря фотокопиям дел и фотографиям измученных в СИЗО подозреваемых. Вспомним фотографии Веры Трифоновой. 'Силовики' всеми силами пытаются обезоружить адвокатов и создать комфортные условия стороне обвинения.

Константин ТОПИН

Пресс-служба ФПА
Рассказать:
Яндекс.Метрика