×

Во втором чтении приняты поправки о новом виде дисциплинарной ответственности судей

Законопроект внесен Владимиром Путиным в составе пакета поправок, направленных на совершенствование судопроизводства в России и укрепление гарантий независимости судей
Фотобанк Freepik
Ранее эксперты «АГ» неоднозначно оценили поправки. Один из них счел, что они не вносят кардинальных изменений в деятельность судей. Другой согласился, что они снижают роль председателей судов в отправлении правосудия и увеличивают гарантии независимости судей, а также создают условия для принятия более взвешенных решений при дисциплинарном производстве.

Сегодня депутаты Госдумы приняли во втором чтении пакет внесенных Президентом России законопроектов, которые направлены на совершенствование российского судопроизводства.

Первым из них (№ 425945-7) вносятся изменения в Закон о статусе судей и Закон об органах судейского сообщества. Как ранее писала «АГ», законопроектом исключается необходимость утверждения председателем суда кандидатур на должности судей. Также вводится новый вид дисциплинарного взыскания – понижение в квалификационном классе, которое может налагаться на судью за существенное нарушение положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию. Кроме того, поправки уточняют, что наложение дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий может налагаться на судью только при наличии жалобы или обращения участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи, ранее подвергавшегося дисциплинарному взысканию.

Читайте также
Президент хочет дать судьям больше независимости
В Госдуму внесен законопроект, увеличивающий гарантии независимости судей и совершенствующий процедуру дисциплинарного производства в отношении них
27 марта 2018 Новости

Также законопроект предусматривает, что обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть направлено в квалификационную коллегию судей Советом судей РФ, иным органом судейского сообщества только при наличии частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией, либо жалобы или обращения участника процесса о нарушении прав незаконными действиями судьи, совершенными при рассмотрении дела. 

Предусматривается, что жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от иных органов, а также от граждан и должностных лиц, рассматриваются ею самостоятельно. Для проведения проверки сведений в жалобах и сообщениях квалификационная коллегия судей может образовать комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей.

Ко второму чтению в документ были представлены четыре поправки, предложенные Комитетом ГД по государственному строительству и законодательству к принятию. 

Ключевые изменения были предложены в положения законопроекта о введении нового вида дисциплинарного взыскания судей в виде понижения в квалификационном классе. В частности, поправкой уточняется, что поводом для наложения такого взыскания может быть действие, повлекшее «причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса».

Также уточнено, что если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания, за исключением понижения в квалификационном классе, судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. При этом судья, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности в случае, если он не совершил нового дисциплинарного проступка в течение предусмотренного п. 4 ст. 20.2 Закона о статусе судей срока пребывания в том или ином квалификационном классе.

Читайте также
Обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний прошло первое чтение
Депутаты приняли в первом чтении пакет поправок Владимира Путина об обновлении судопроизводства в России
23 мая 2018 Новости

В ходе рассмотрения законопроекта председатель профильного комитета ГД Павел Крашенинников сообщил, что после многочисленных согласований эту поправку было решено изменить, и попросил депутатов проголосовать за новый текст отдельно. Какие именно изменения были внесены в этой части – можно будет узнать только после подготовки текста законопроекта к третьему чтению.

Также в законопроект добавлено положение о том, что при проведении проверки сообщения о совершении судьей дисциплинарного проступка он информируется об этом и вправе участвовать в ней, знакомиться с материалами проверки, представлять письменные объяснения и возражения, а также доказательства, подтверждающие свои объяснения. Отказ судьи от участия в проверке не является препятствием к ее проведению.

Также уточнено, что обращение органа судейского сообщества о наложении на судью дисциплинарного взыскания в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии, помимо прочего, письменных объяснений судьи и представленных им доказательств, подтверждающих эти объяснения, либо данных об отказе судьи от дачи таких объяснений. 

Кроме того, срок вступления предлагаемых законопроектом изменений сдвинут с 1 января на 1 сентября 2019 г.

Ранее советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн отмечал, что законопроект направлен на снижение роли председателей судов в отправлении правосудия судьями, работающими в конкретном суде, и одновременно на увеличение гарантий независимости судей от председателей судов, а также на совершенствование процедуры дисциплинарного производства.

«Проблема влияния председателей судов на судей известна и обсуждалась на различных площадках. Адвокатское сообщество также неоднократно обращало внимание на существующую зависимость судей от председателей. Эта зависимость формируется еще на этапе назначения на должность судьи конкретного суда, когда от председателя зависит, даст он согласие на то, чтобы судья осуществлял свою деятельность в суде, которым руководит председатель, или нет. Представленный законопроект устраняет председателей судов от влияния на назначение судьи. Если этот законопроект будет принят, то председатель суда не сможет устанавливать какие-либо условия вновь назначенному судье, что только увеличит гарантии независимости судей», – подчеркнул Евгений Рубинштейн. 

В то же время, по мнению советника ФПА РФ Нвера Гаспаряна, законопроект никаких кардинальных изменений в деятельности судей не предполагает. «Если сейчас на судью может быть наложено три вида взысканий: замечание, предупреждение и досрочное прекращение полномочий, то предлагается новое, четвертое взыскание в виде понижения в квалификационном классе. Можно предположить, что новый вид взыскания органы судейского сообщества смогут использовать, если у провинившегося судьи имеется предупреждение, а прекращать его полномочия нецелесообразно. Речь идет о регулировании внутренней “судейской кухни”, что иных субъектов судопроизводства никак не затрагивает», – считает Нвер Гаспарян.

Рассказать:
Дискуссии
Яндекс.Метрика