14 декабря Президент РФ утвердил новое положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании (Указ № 787), документ вступил в силу в тот же день.
Данным указом скорректирован также Указ президента от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ». В частности, среди основных задач таких комиссий теперь фигурирует контроль за соблюдением права просить о помиловании. Кроме того, если ранее состав комиссии обновлялся на треть один раз в два года, то теперь ротация будет происходить раз в 5 лет.
В новом положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании прямо указано, что этот институт применяется к освобожденным условно-досрочно (в течение оставшейся неотбытой части наказания), условно осужденным и тем, кто получил отсрочку от отбывания наказания. «Новые правила рассмотрения ходатайств о помиловании позволят применять их в отношении большего круга лиц. Об этом свидетельствует расширение перечня лиц, по отношению к которым Президент РФ может издать указ о помиловании», – пояснил в комментарии «АГ» советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн.
Несколько изменились правила рассмотрения в комиссии ходатайств о помиловании. Перечень обстоятельств, которые она могла принять во внимание, и раньше не был закрытым. Но теперь в него включены обращения о помиловании, поступившие от любых лиц, в том числе родственников, адвокатов осужденных и представителей общественных организаций. Также комиссия должна учитывать мнения потерпевших или их родственников и возможность ресоциализации осужденного. «Максимальный учет всех мнений может оцениваться исключительно как шаг вперед. Отмечу, что эти комиссии состоят из активных членов общества. Ротация на треть будет осуществляться раз в 5 лет, что позволит, с одной стороны, пополнять комиссии новыми лицами, а с другой –сохранять преемственность авторитетных правозащитников», – считает вице-президент ФПА Владислав Гриб.
Адвокат МКА «Князев и партнеры» Алексей Сердюк также обратил внимание, что теперь мнение потерпевших или их родственников будет играть определенную роль при оценке самой возможности помилования. «На мой взгляд, нововведение в полной мере соответствует идее восстановления социальной справедливости как цели наказания: необходимо учитывать мнение лица, пострадавшего от преступления, при смягчении уголовной репрессии для посягающего, – отметил он. – Кроме того, при рассмотрении также будут учитываться обращения представителей общественных организаций, а также иных лиц. Принимая во внимание развитие института омбудсмена в сфере предпринимательской деятельности и организаций, оказывающих поддержку лицам, отбывающим наказание в виде реального лишения свободы, думаю, что подобные обращения будут дополнительным аргументом для принятия положительного решения по ходатайству».
Скорректированы и многие другие нормы прежнего положения. Так, если ранее указ президента о помиловании направлялся высшему должностному лицу региона, а также в МВД, территориальный орган ФСИН и администрацию учреждения, где осужденный отбывает наказание, в течение двух дней после издания, то сейчас этот срок увеличен до пяти рабочих дней.
Кроме того, появился новый раздел – об информационном взаимодействии по вопросам помилования. В соответствии с п. 28 положения Минюсту и МВД по согласованию с Генпрокуратурой, ФСБ и рядом других ведомств предстоит утвердить совместный нормативный акт об оперативном обмене информацией о лицах, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и обратившихся с ходатайствами о помиловании. Администрация президента не реже одного раза в квартал будет представлять главе государства обобщенные сведения о таких ходатайствах. «Безусловно, обмен информацией осуществлялся и ранее, однако президент ориентирует правоприменителя именно на оперативный обмен сведениями. Представляется, что своевременность в данном вопросе – залог эффективной реализации прав осужденных на помилование», – подчеркнул Алексей Сердюк.
Однако, по мнению Евгения Рубинштейна, в большей степени имеет значение не формальная нормативная регламентация, а отношение президента к помилованию в целом и к каждому лицу, направившему соответствующее ходатайство. «В последние годы институт помилования практически перестал функционировать. По пальцам одной руки можно было пересчитать лиц, которых помиловал Президент РФ, за каждый год начиная с 2013-го. Поэтому незначительное изменение правил рассмотрения ходатайств о помиловании не повлияет на практику применения данного института», – уверен он.
Владислав Гриб полагает, что институт помилования все-таки работает. «Но мы, адвокаты, да и граждане России, рассчитываем на то, что помилованных будет больше. Вместе с тем, в отличие от амнистии, которая имеет характер массового явления, помилование проходит в индивидуальном порядке. На мой взгляд, учитывая число осужденных, которые в данный момент отбывают наказание, количество помилованных должно увеличиться», – заключил он.