×

За ограничение доступа инвалидов к товарам и услугам вводится административная ответственность

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий отказ потребителю в доступе к товарам, работам или услугам по причинам, связанным с его состоянием здоровья, возрастом, ограничением жизнедеятельности
Эксперты положительно оценили законопроект. По мнению одного из них, поправки носят фундаментальный характер, направлены на защиту прав человека в свете недопущения дискриминации по здоровью и возрасту, и по мере взросления общества санкции за указанные правонарушения будут ужесточаться. Другой эксперт полагает, что принятие законопроекта повысит степень социальной защиты инвалидов, лиц пожилого возраста и детей.

26 марта Правительство РФ внесло в Думу законопроект № 674572-7 об изменении ст. 14.8 КоАП РФ в целях защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, несовершеннолетних). На сайте российского правительства сообщается, что поправки подготовлены во исполнение соответствующего поручения Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета 18 апреля 2017 г. «По данным Роспотребнадзора, в его территориальные органы ежегодно поступает более 20 тыс. обращений от представителей социально уязвимых групп населения в связи с нарушением их потребительских прав», – указано в пояснительной записке к законопроекту. Также отмечено, что в отдельных субъектах РФ доля обращений таких граждан в общем количестве обращений по таким нарушениям превышает 20%.

Как ранее сообщала «АГ», проект поправок был разработан Минтрудом еще в 2017 г., при этом подготовлены были сразу два законопроекта.

Читайте также
За обман продавцами инвалидов, стариков и детей хотят наказывать строже
Минтруд разработал поправки об особых мерах защиты прав потребителей из числа социально уязвимых категорий граждан
29 августа 2017 Новости

Первым документом предусматривались изменения порядка доведения до указанных категорий потребителей информации при заключении договоров купли-продажи, договоров выполнения работ или оказания услуг в доступной для них форме. Предлагалось ввести запрет на отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам, работам и услугам по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности возрастом. Кроме того, на продавца товаров, исполнителя услуг или работ хотели возложить обязанность учитывать особые потребности таких потребителей, если об этих потребностях было известно заранее.

Вторым законопроектом планировали усилить административную ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей в отношении инвалидов, пожилых людей и несовершеннолетних. За обман таких потребителей граждан хотели штрафовать на сумму от 5 до 10 тыс. руб., должностных лиц на сумму от 20 до 40 тыс. руб., а юрлиц – от 150 до 600 тыс. руб. Также предлагалось ввести ответственность за заведомое нарушение прав указанных категорий граждан на получение сведений о товаре или услуге, включение в договор условий, ущемляющих их права, непредоставление льгот, а также за отказ в доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием здоровья и возрастом.

С начала общественного обсуждения до внесения в Госдуму поправки претерпели существенные изменения. Вместо двух законопроектов остался только один, и то в усеченном виде. Согласно текущей версии поправок ст. 14.8 КоАП дополняется новым составом правонарушения, запрещающим отказ потребителю в доступе к товарам, работам или услугам по причинам, связанным с его состоянием здоровья, возрастом, ограничением жизнедеятельности. Штраф за такие правонарушения для должностных лиц составит от 15 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Предложенные поправки обоснованы разработчиками участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, потребительской сферы и сферы отдыха по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного возраста и иным подобным основаниям. По их мнению, зачастую за таким отказом стоят причины «формального, ментального, маркетингового, имиджевого и иного характера».

В комментарии «АГ» управляющий партнер BSG Иван Сустин отметил, что данный законопроект демонстрирует четкое желание законодателя повысить степень социальной защиты наиболее уязвимых членов общества. «Поправки явно свидетельствуют об их эффективном общественном обсуждении: слабые, допускающие возможность злоупотреблений моменты были нивелированы, редакция диспозиции статьи изменена таким образом, чтобы исключить неопределенность и повысить эффективность применения», – отметил он. По его мнению, прежняя редакция законопроекта, вынесенного на общественное обсуждение, скорее предусматривала приоритет прав инвалида, пожилого человека перед человеком молодым и здоровым, таким образом, допуская дискриминацию последнего.

Иван Сустин полагает, что поправки фундаментальны, направлены на защиту прав человека в свете недопущения дискриминации по здоровью и возрасту. «Смягчение ответственности должностных и юридических лиц за такие нарушения, вероятно, произошло по причине необходимости предоставить обществу срок на психолого-социальную адаптацию к данным изменениям, так как в России тема инвалидов длительное время была практически табуирована», – считает он. Эксперт также предположил, что по мере «взросления» общества и в связи с совершенствованием правоприменительной практики санкции за подобные правонарушения будут ужесточаться.

Ранее комментируя разработанные Минтрудом поправки на стадии их общественного обсуждения, адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолий Кузнецов отмечал, что необходимость совершенствования законодательства о защите прав потребителей обусловлена в том числе Конвенцией ООН о правах инвалидов. «Предложенные изменения позволят повысить степень социальной защиты инвалидов, лиц пожилого возраста и детей», – пояснил он.

Рассказать:
Дискуссии
Права инвалидов
Права инвалидов
Гражданское право и процесс
21 июля 2021
Яндекс.Метрика